Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.03.01. Химическая технология |
Профиль | Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_03_01_ХимТех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой доктор хим.наук, доцент С.В. Темерев
1.1. | Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации для обеспечения эффективности производственной и других видов деятельности с учетом современного состояния и проблем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-17 | готовностью проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по стандартизации, сертификации, метрологии и управлению качеством; правила проведения контроля, испытаний и приемки продукции; организацию и техническую базу метрологического обеспечения предприятия, правила проведения метрологической экспертизы, методы и средства поверки (калибровки) средств измерений, методики выполнения измерений; способы анализа качества продукции, порядок разработки, утверждения и внедрения технических регламентов, стандартов и другой нормативно-технической документации; системы качества, порядок их разработки, сертификации, внедрения и проведения аудита, |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться методами контроля качества продукции и процессов при выполнении работ по подтверждению соответствия установленным требованиям продукции, процессов и систем качества; пользоваться методами определения точности измерений; пользоваться методами и средствами поверки (калибровки) средств измерений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с нормативной документацией по стандартизации,метрологии и сертификации; методами обработки результатов измерений в соответствии с действующими закономерностями; методами определения точности измерений; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Законодательная и нормативная база метрологии, стандартизации, сертификации.. Понятие нормативных документов (НД). | ||||||
1.1. | Законодательная и нормативная база метрологии, стандартизации, сертификации.. Понятие нормативных документов (НД). | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Законодательная и нормативная база метрологии, стандартизации, сертификации.. Понятие нормативных документов (НД). | Практические | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Метрология – наука об измерениях. | ||||||
2.1. | Основы метрологии | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Классификация видов, методов измерений. Классификация средств измерений. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Классификация видов, методов измерений. Классификация средств измерений. | Практические | 6 | 4 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Погрешности измерений и оценка их характеристик. | ||||||
3.1. | Показатели качества: точность, правильность, прецизионность, повторяемость | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Основные этапы и источники погрешностей в химическом анализе. Погрешности измерений и оценка их характеристик. | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Закон нормального распределения. Генеральная совокупность. | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Применение статистических методов к малой выборке. | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Сравнение двух средних результатов. | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Исключение данных. Q – критерий, F и G критерий | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Основные этапы и источники погрешностей в химическом анализе | Практические | 6 | 4 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Предел обнаружения. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Воспроизводимость, внутрилабораторная промежуточная прецизионность. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Закон нормального распределения. Генеральная совокупность. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.11. | Применение статистических методов к малой выборке. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.12. | Исключение данных. Q – критерий, F- критерий, G-критерий | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.13. | Метод наименьших квадратов. | Сам. работа | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.14. | Законы сложения случайных и систематических погрешностей. | Сам. работа | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.15. | Арифметические действия с приближенными числами. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
3.16. | Классификация погрешностей. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Сущность стандартизации. | ||||||
4.1. | Цели стандартизации: безопасность, совместимость, взаимозаменяемость, единство измерений, качество. | Лекции | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Нормативные документы.Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Связь унификации и стандартизации. Типизация объекта. Основные результаты деятельности по стандартизации. П | Лекции | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Стандарт. Унификация. Методы стандартизации. Стандартизация. Объекты стандартизации. Государственный стандарт. | Лекции | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Сущность стандартизации. Исторические основы развития стандартизации. Упорядочивающая деятельность. Объекты стандартизации – продукция, процесс, услуга. | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Объекты стандартизации. Область стандартизации. | Практические | 6 | 4 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Цели стандартизации: безопасность, совместимость, взаимозаменяемость, единство измерений, качество. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
4.8. | Нормативные документы.Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
4.9. | Сущность стандартизации. Исторические основы развития стандартизации. Упорядочивающая деятельность. Объекты стандартизации – продукция, процесс, услуга. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Сущность сертификации.Цели сертификации.Задачи сертификацииюю бязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. | ||||||
5.1. | Сущность сертификации.Цели сертификации.Задачи сертификацииюю бязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Сущность сертификации.Цели сертификации.Задачи сертификацииюю бязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. | Практические | 6 | 4 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. | Лекции | 6 | 1 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. Цели сертификации | ||||||
6.1. | Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. | Лекции | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. | Практические | 6 | 4 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин | Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие | ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444677 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сергеев А.Г., Терегеря В.В. | Метрология, стандартизация и сертификация в 2 ч. Часть 2. Стандартизация и сертификация:/- 3-е изд.- ,.- : Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Таренко, Б.И. Метрология, взаимозаменяемость, стандартизация и сертификация : тексты лекций / Б.И. Таренко, Р.А. Усманов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет». - Казань : КНИТУ, 2011. - 222 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258595 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011; Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
521К | лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL. |
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме. В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине. При подготовке к лекции рекомендуется: 1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. Психологически настроиться на лекцию. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Методические указания к зачету Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |