МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы производства парфюмерно-косметических продуктов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. хим. наук, Доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы производства парфюмерно-косметических продуктов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование необходимых теоретических знаний по технологии производства косметических продуктов, а также приобретение практических навыков в решении конкретных производственных задач отрасли

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16: способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-17: готовностью проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные достижения фундаментальных биологических наук и биомедицинских технологий
инновационные пути создания парфюмерно-косметических препаратов
основные нормативные документы, относящиеся к производству, контролю качества, соблюдению экологической безопасности, хранению, международным и отечественным стандартам применительно к получаемым биотехнологическими методами лекарственным средствам, а также биообъектам – их продуцентам
требования нормативных документов к технологической подготовке производства, качеству и безопасности сырья и готовой продукции
теоретические основы технологии производства косметических средств
принципы ресурсосбережения, повышения эффективности технологического процесса
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать оптимальные условия хранения лечебно-диагностических препаратов и оценивать их качество в процессе длительного хранения
обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности
осуществлять постадийный контроль и стандартизацию получаемых препаратов
обеспечивать качество готовой продукции в соответствии с требованиями нормативной документации и потребностями рынка
осуществлять технологическую оценку сырья для производства косметических препаратов
применять знания теоретических основ технологии косметических препаратов к ведению процессов производства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками практической работы с НТД: лабораторными, опытно-промышленными регламентами и др.
навыками соблюдения правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности
навыками осуществления технохимического контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
навыки характеристики сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства
навыки разработки мероприятий по совершенствованию технологических процессов производства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1. Цель, задачи и содержание курса. Термины и определения в области производства косметических препаратов. Классификация косметических продуктов. Различия между косметическими и фармацевтическими препаратами Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Натуральные душистые вещества. Способы получения эфирных масео. Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Современная парфюмерия Практические 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Основное оборудование , используемое для получения эфирных масел Практические 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Краткий исторический очерк о значении ароматов в жизни человека.Душистые вещества ХХ-ХI века.Развитие очественной парфюмерии. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Методология восприятия запахов. Классификация запахов и их комбинаций. Сам. работа 7 5 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основное и вспомогательное сырье, применяемое для производства косметических изделий
2.1. Основное и вспомогательное сырье, применяемое для производства косметических изделий. Вещества, обладающие увлажняющим действием: гидрофильные вещества, вещества, образующие гидрогель, химические родукты различного происхождения, гиалуроновая кислота. Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Липофильные компоненты: негидролизующиеся и гидролизующиеся вещества. Эмульгаторы и консерванты. Кремнийорганические соединения. Биологически активные вещества: витамины, гормоны, стерины, экстракты и соки растений, эфирные масла. Сырье для солнцезащитных средств Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Основное и вспомогательное сырье, применяемое для производства косметических изделий Практические 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Основы построения парфюмерных композиций Практические 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Основное и вспомогательное сырье, применяемое для производства косметических изделий Сам. работа 7 10 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Индивидуальные душистые вещества Сам. работа 7 10 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Душистые вещеста - природные и поллученные посредством тонкого химического синтеза Сам. работа 7 10 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Одушки для косметики Сам. работа 7 10 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Технология косметических препаратов
3.1. Дисперсные системы в косметике. Суспензии. Эмульсии. Кремы, основа которых - эмульсия типа «масло в воде» Кремы, основа которых — эмульсия типа «вода в масле». Дифильные системы в кремах Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Технология получения кремовых масс. Приготовление водных растворов сырья. Приготовление жировой основы для кремов. Непрерывная схема производства эмульсионных кремов. Периодический процесс производства эмульсионных кремов Лекции 7 4 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Биологически-активные вещества. Консенсерванты. Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Технология производства средств по уходу за зубами и полостью рта. Основные компоненты средств гигиены полости рта. Зубные порошки и зубные пасты. Технологическая схема получения зубных паст Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Основное оборудование для производства косметических средств Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Технология косметических изделий специального назначения. Влагоудерживающие косметические кремы и гели. Косметические средства, отбеливающие кожу. Антицеллюлитная программа, пилинг кожи. Косметические маски. Косметика на основе нанотехнологий. Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Современные требования к испытаниям и регистрации парфюмерно-косметической промышленности Лекции 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Технология косметических препаратов Практические 7 4 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Производство парфюмерных жидкостей Практические 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Производство косметических изделий Практические 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Косметические средства по уходу за кожей Практические 7 2 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2
3.12. Получение парфюмерной композиции и парфюмерных изделий с использованием эфирных масел Лабораторные 7 4 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Оценка качества косметических масел Лабораторные 7 4 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1
3.14. Определение гидрофиль-гидрофобного баланса масла и подбор смеси эмульгаторов Лабораторные 7 4 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.15. Анализ состава и показателей качества косметического крема Лабораторные 7 4 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2
3.16. Характеристика жировых кремов Лабораторные 7 4 ПК-16, ПК-17 Л1.1
3.17. Оценка качества зубных паст Лабораторные 7 4 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.18. Получение и определение основных характеристик пеномоющего средства Лабораторные 7 6 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.19. Получение гигиенической помады и определение показателей качества Лабораторные 7 6 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2
3.20. Технология косметических препаратов Сам. работа 7 10 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.21. Способы получения косметических эмульсий. Показатели качества кремов и методы их опреления Сам. работа 7 10 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.22. Характеристика пеномоющих средств. Основные показатели качества пеномоющих средств и методы их определения. Сам. работа 7 20 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2
3.23. Общая характеристика средств по уходу за губами. Назначение и виды гигиенической помады. Компоненты, входящие в состав помад для губ. Сам. работа 7 20 ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств
приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Слепченко Г. Б. , Дерябина В. И. , Гиндуллина Т. М. , и др. Инструментальный анализ биологически активных веществ и лекарственных средств: учебное пособие: Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=442807&sr=1
Л1.2 Компоненты на основе природного сырья для косметических средств: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=258378
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [авт.-сост.: Н. Г. Базарнова, И. В. Картавых] Мягкие лекарственные формы [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие: для магистров, обучающихся по направлению 020100.68 "Химия" АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1797
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru
Э2 БЕН Библиотека естественных наук http://ben.irex.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
Компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle);
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.

Методические указания экзамену
Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к кзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует знания, умени и навыки, приобретенные в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.