Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.03.01. Химическая технология |
Профиль | Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 18_03_01_ХимТех-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.
1.1. | Овладение студентами теоретическими основами наиболее распространенных методов исследования органических соединений, применять их в расшифровке структуры органических соединений, ознакомиться со спецификой спектров растительных полимеров, а также знать области применения методов УФ-, ИК- и ЯМР-спектроскопии и используемых методик исследования веществ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-16 | способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные базы данных ИК-, УФ-и ЯМР-спектров; - основные источники информации по спектроскопии - основные блоки ИК-спектрометре и УФ-спектрофотометре; - основные приемы работы на ИК-спектрометре и УФ-спектрофотометре |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности. - работать на ИК-спектрометре и УФ-спектрофотометре. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками поиска научно-технической информацией - навыками выполнения эксперимента с использованием спектроскопического оборудования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика физических методов исследования веществ. | ||||||
1.1. | Общая характеристика физических методов исследования веществ. | Лекции | 7 | 2 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Техника безопасности при проведении лабораторных работ. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Общая характеристика физических методов исследования веществ. | Сам. работа | 7 | 15 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Ультрафиолетовая (электронная) спектроскопия. | ||||||
2.1. | Основные принципы и законы УФ-спектроскопии. | Лекции | 7 | 6 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Ультрафиолетовые спектры экстрактивных веществ. | Лабораторные | 7 | 8 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Ультрафиолетовая (электронная) спектроскопия. | Практические | 7 | 6 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | УФ-спектры основных классов органических соединений. | Сам. работа | 7 | 24 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Инфракрасная (колебательная) спектроскопия. | ||||||
3.1. | Теоретические основы метода колебательной спектроскопии.Колебание отдельных классов органических соединений. | Лекции | 7 | 8 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Пробоподготовка в ИК-спектроскопии | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Приставки в ИК-спектроскопии. МНПВО | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | ИК-спектры экстрактивных веществ. | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | ИК-спектры целлюлозы, крахмала, продуктов их модифицирования | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Инфракрасная (колебательная) спектроскопия. | Практические | 7 | 6 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Анализ ИК- спектров отдельных классов органических соединений. | Сам. работа | 7 | 36 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Спектроскопия ядерного магнитного резонанса. | ||||||
4.1. | Основы теории ЯМР-спектроскопии. Химический сдвиг. Спин-спиновое взаимодействие (ССВ).Спектры высокого разрешения. Применение метода ЯМР-спектроскопии при исследовании основных компонентов древесины. | Лекции | 7 | 8 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Спектроскопия ядерного магнитного резонанса. | Практические | 7 | 6 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Анализ ЯМР-спектров органических веществ. | Сам. работа | 7 | 36 | ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ф.А. Халиуллин, А.Р. Валиева, В.А. Катаев | Инфракрасная спектроскопия в фармацевтическом анализе: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Е.В. Пашкова, Е. Волосова, А.Н. Шипуля и др. | Спектральные методы анализа : учебное пособие: | Ставропольский государственный аграрный университет, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т.И. Романюк, А.Е. Чусова, И.В. Новикова | Методы исследования сырья и продуктов растительного происхождения (теория и практика) : учебное пособие : | Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014. - 161 с. , 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336061 |
Л2.2 | А.А. Звеков, В.А. Невоструев, А.В. Каленский | Спектральные методы исследования в химии : учебное пособие : | Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. - 124 с., 2015 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Е.А. Кириллова, В.С. Маряхина | Методы спектрального анализа : учебное пособие : | Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2013. - 105 с, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258856 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журналы Оксфордского университета | www.oxfordjournals.org | ||
Э2 | Электронные справочники и энциклопедии издательства Springer | www.springerlink.com | ||
Э3 | Ресурсы издательства Taylor&Francis | www.tandfonline.com | ||
Э4 | Архив журнала Cambridge University Press | journals.cambridge.org | ||
Э5 | Журналы издательства Nature Publishing Group | www.nature.com | ||
Э6 | Журналы издательства SpringerLink | www.springerlink.com | ||
Э7 | Библиотека химической литературы | www.kge.msu.ru | ||
Э8 | Библиотека МГУ | www.lib.msu.su | ||
Э9 | Электронная библиотека на сервере химфака МГУ | www.chem.msu.su | ||
Э10 | Научная электронная библиотека РФФИ | www.elibrary.ru | ||
Э11 | РНБ Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э12 | БАН Библиотека Академии наук | ban.pu.ru | ||
Э13 | ГПНТБ Государственная научно-техническая библиотека | www.gpntb.ru | ||
Э14 | БЕН Библиотека естественных наук | ben.irex.ru | ||
Э15 | РГБ Российская государственная библиотека | www.rsl.ru | ||
Э16 | Электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э17 | Моделирование ЯМР-спектров. Демонстрационная версия программы gnmrdemo. [Электронный ресурс]. | |||
Э18 | Специальная база данных поиска по химической формуле «Search for Species Data by Chemical Formula», The National Institute of Standards and Technology (NIST), USA – http://webbook.nist.gov. | http://webbook.nist.gov/chemistry/ form-ser.htm | ||
Э19 | Спектральные базы данных «Spectral Database for Organic Compounds, SDBS», National Institute of Advanced Science and Technology (AIST), Japan – http://www.aist.go.jp. | http://riodb01.ibase.aist.go.jp/sdbs/cgi-bin/direct_frame_ top.cg | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011; Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
013К | лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме. В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине. При подготовке к лекции рекомендуется: 1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. Психологически настроиться на лекцию. Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. |