МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновации в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Инновации в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Инновации в туризме» является овладение теорией и практикой познание методологических основ и практическое овладение приемами в организации и управлении инновациями на предприятиях в СКСиТ.
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с такими понятиями и определениями, как: Инновация», «Инновационная деятельность», «Инновационное предприятие», «Инновационный проект», «Интеллектуальные ресурсы», «Инновационный цикл», «Венчурное финансирование»,
- сформировать у студентов стройную систему представлений о разработке и внедрении инноваций на предприятии СКСиТ;
- добиться глубокого понимания студентами природы и сущности отношений управления инновациями, определяющих экономическую и организационную эффективность деятельности фирмы;
- обучить студентов базовым навыкам организации и управления инновационной деятельностью: выбор наиболее эффективной формы организации инновационной деятельности, планирование инновационной деятельности, обоснование управленческих решений в организации и управлении инновационной деятельностью;
- обучить студентов базовым навыкам управления персоналом, вовлеченным в инновационную деятельность: планирование, стимулирование персонала, разрешение конфликтов в инновационной деятельности в целях дальнейшего совершенствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристской организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Использует методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивает эффективность планирования по различным направлениям проекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Рассчитывает качественные и количественные показатели, характеризующие эффективность проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы инновационных процессов и деятельности. Основные механизмы инновационной экономики
1.1. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний. Лекции 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Экономический смысл и механизмы инновационной деятельности. Классификация инноваций Практические 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний. Инновации в контексте развития общества. Экономический смысл и механизмы инновационной деятельности. Классификация инноваций Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.4. Технологии и развитие цивилизации. Инновационная экосистема и экономика. Лекции 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.5. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки и общества. Малое и среднее предпринимательство в контексте инновационной экосистемы Практические 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.6. Технологии и развитие цивилизации. Инновационная экосистема и экономика. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки и общества. Малое и среднее предпринимательство в контексте инновационной экосистемы Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.7. Концепции инновационных процессов в зарубежной и отечественной науке Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.8. Инновационная деятельность: управление и инфраструктура. Национальные инновационные системы (НИС) Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.9. Организационные формы реализации инноваций Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.10. Маркетинг нового товара Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Инновационная деятельность в сфере сервиса и туризма
2.1. Специфика инновационных технологий в сфере сервиса и туризма Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Инновационная деятельность в сфере сервиса и туризма: управление и инфраструктура Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Современное состояние и основные направления инновационного развития сферы услуг в России и в зарубежных странах
3.1. Инновационный кластер как модель развития сферы услуг Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Внедрение информационных технологий в сферу услуг Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Инновационные подходы к проектированию и развитию туристско-рекреационных зон
4.1. Теоретические и методологические основы проектирования туристско-рекреационных зон Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Факторы инновационного проектирования и инновационные аспекты в организации проектов туристско-рекреационных зон Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Управление инновационным проектом туристско-рекреационной зоны Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.4. Российская региональная практика проектирования и развития туристско-рекреационных зон Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Применение инновационных технологий и управление инновационными проектами на предприятиях сервиса и туризма
5.1. Инновационная деятельность на уровне предприятий сферы сервиса и туризма Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.2. Инновационный менеджмент и управление жизненным циклом туристического продукта Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.3. Инновационные проекты предприятий сферы сервиса и туризма Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Применение инновационных технологий в организации обслуживания клиентов на экскурсионных и активных туристских маршрутах (на примере Алтайского края и Республики Алтай)
6.1. Инновации в организации экскурсионного и музейного дела (на примере Алтайского края и Республики Алтай) Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.2. Инновации в организации обслуживания клиентов на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай) Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.3. Применение инновационных технологий в организации питания на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай) Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.4. Применение инновационных технологий при оказании сервисных услуг на активных маршрутах в Республике Алтай Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.5. Применение инновационных информационных технологий в маршрутизации и навигации на экскурсионных и активных маршрутах Практические 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.6. Применение инновационных информационных технологий в маршрутизации и навигации на экскурсионных и активных маршрутах Сам. работа 2 12 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.3 Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.4 Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450564
Л2.2 Тебекин, А. В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.3 Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Инновации в туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Инновации в туризме»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Инновации в туризме» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
Подготовка, написание и защита эссе по дисциплине «Инновации в туризме» на темы: «Роль и значение инновационной деятельности в СКСиТ в России: современное состояние, проблемы». «Роль, значение и проблемы СКСиТ в экономике страны, региона. «Состояние сферы СКСиТ и влияние ее на качество жизни населения (на примере Вашего города)».
Для написания эссе используются статьи из современных периодических изданий: «Менеджмент в России и за рубежом», «Статистика» и др. Привести мнения зарубежных и российских авторов по данной проблематике. По материалам эссе на практическом занятии проводится дискуссия.
Требования к написанию и оформлению письменных работ приведены в раздаточном материале (Практический кейс по дисциплине «Инновации туризме», который выдается студентам в электронном варианте на первой недели занятий.
В процессе изучения дисциплины «Инновации в туризме» подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Инновации в туризме» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 54 часа на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инновации в туризме» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, проведение метода экспертных оценок с помощью опроса, обработку результатов, обобщение и систематизация данных. Поиск и обработка статистических данных из государственной статистики о показателях развития сферы услуг в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Инновации в туризме» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы студентов.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной экономике, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа студентов в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения студентов к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы:
- элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Инновации в туризме»;
- авторы лучших расчетных заданий рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.