МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные технологии в сервисе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильРекреационный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_РС-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 159
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 159 159 159 159
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные технологии в сервисе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Инновационные технологии в сервисе» является комплексным междисциплинарным предметом, аккумулирующим методологию, методы, методики и другие научные знания и достижения общегуманитарного, экономического, управленческого блоков дисциплин. В данной дисциплине акцент смещается в сторону систематизации теоретико-методологических и прикладных основ в разработке и внедрении инноваций на предприятиях СКСиТ с учетом текущей ситуации в мире, России, регионе.
Цель дисциплины «Инновационные технологии в сервисе» является овладение теорией и практикой познание методологических основ и практическое овладение приемами в организации и управлении инновациями на предприятиях в СКСиТ.
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с такими понятиями и определениями, как: Инновация», «Инновационная деятельность», «Инновационное предприятие», «Инновационный проект», «Интеллектуальные ресурсы», «Инновационный цикл», «Венчурное финансирование»,
- сформировать у студентов стройную систему представлений о разработке и внедрении инноваций на предприятии СКСиТ;
- добиться глубокого понимания студентами природы и сущности отношений управления инновациями, определяющих экономическую и организационную эффективность деятельности фирмы;
- обучить студентов базовым навыкам организации и управления инновационной деятельностью: выбор наиболее эффективной формы организации инновационной деятельности, планирование инновационной деятельности, обоснование управленческих решений в организации и управлении инновационной деятельностью;
- обучить студентов базовым навыкам управления персоналом, вовлеченным в инновационную деятельность: планирование, стимулирование персонала, разрешение конфликтов в инновационной деятельности в целях дальнейшего совершенствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен формировать технологическую концепцию сервисных организаций, организовывать внедрение технологических новаций и программного обеспечения в сфере сервиса
ПК-4 Способен осуществлять руководство проектами по разработке документации с применением систем компьютерного моделирования и проектирования; оптимизация процессов предоставления услуг
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о комплексном характере взаимодействия различных подразделений предприятий СКСиТ в процессе разработки и внедрении инноваций;
- основы инновационной теории; закономерности инноватики;
- содержание этапов процесса разработки и освоения нововведений;
- место и роль управления инновациями в общей системе управления предприятиями СКСиТ;
- роль и значение инноваций в малом бизнесе, их особенности;
- содержание и организационной структуры управленческого обеспечения инноваций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
3.2.Уметь:
3.2.1.- формулировать задачи подразделений инновационного комплекса предприятия; специфику работы с кадрами инноваторов
- формулировать способы построения организационных структур управления инновационной деятельностью, особенности построения целей, стратегий, планов, программ, финансов, материальных стимулов и оценочных показателей инновационной деятельности предприятий;
- предвидеть, выявлять и анализировать проблемы обновления на предприятиях,
- находить пути и методы разрешения объективно-субъективных противоречий инновационного процесса;
- определять цели, приоритеты и стратегии инновационной деятельности в малом бизнесе;
- принимать гибкие и разнообразные способы оценки и поощрения разработчиков инноваций, преодоления индивидуального, группового и системного сопротивления инновациям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методикой и технологиями разработки и внедрения инновационных элементов в организации;
методикой сбора, обработки и представления информации для анализа и улучшения инновационной деятельности, формирования документации по нововведениям в соответствии с требованиями рынка.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы инновационных процессов и деятельности. Основные механизмы инновационной экономики
1.1. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний. Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Экономический смысл, контекст и механизмы инновационной деятельности. Виды инноваций Практические 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Экономический смысл, контекст и механизмы инновационной деятельности. Виды инноваций Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Технологии и развитие цивилизации. Инновационная экосистема и экономика. Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Технологии и развитие цивилизации. Инновационная экосистема и экономика. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки, государства и общества в контексте инновационной экосистемы и экономики (зарубежный опыт и отечественная практика) Практические 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки, государства и общества в контексте инновационной экосистемы и экономики (зарубежный опыт и отечественная практика) Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.9. Концепции инновационных процессов в зарубежной и отечественной науке Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.10. Инновационная деятельность: организация, управление и инфраструктура Практические 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.11. Инновационная деятельность: организация, управление и инфраструктура Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.12. Инновационная деятельность предприятия Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.13. Маркетинг нового товара Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Инновационная деятельность в сфере сервиса
2.1. Специфика инновационных технологий в сфере сервиса Сам. работа 2 10 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Инновационная экосистема сервиса Сам. работа 2 10 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Инновационная деятельность в сфере сервиса: управление и инфраструктура Сам. работа 2 10 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Современное состояние и основные направления инновационного развития сферы услуг в России и в зарубежных странах
3.1. Инновационный кластер как модель развития сферы услуг Сам. работа 2 10 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Внедрение информационных технологий в сферу услуг Сам. работа 2 9 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Применение инновационных технологий и управление инновационными проектами на предприятиях сервиса
4.1. Инновационная деятельность на уровне предприятий сферы сервиса Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Инновационный менеджмент и управление жизненным циклом сервисного продукта Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.3. Инновационные проекты предприятий сферы сервиса Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Применение инновационных технологий в организации обслуживания клиентов на экскурсионных и активных туристских маршрутах (на примере Алтайского края и Республики Алтай)
5.1. Инновации в организации экскурсионного и музейного дела (на примере Алтайского края и Республики Алтай) Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.2. Инновации в организации экскурсионного и музейного дела (на примере Алтайского края и Республики Алтай) Практические 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.3. Инновации в организации экскурсионного и музейного дела (на примере Алтайского края и Республики Алтай) Сам. работа 2 12 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.4. Инновации в организации обслуживания клиентов на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай) Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.5. Применение инновационных технологий в организации питания на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай) Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.6. Применение инновационных технологий в организации питания на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай) Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.7. Применение инновационных технологий при оказании сервисных услуг на активных маршрутах в Республике Алтай Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.8. Применение инновационных технологий при оказании сервисных услуг на активных маршрутах в Республике Алтай Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.3 Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.4 Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450564
Л2.2 Спиридонова, Е. А. Управление инновациями : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.3 Л. П. Гончаренко, Б. Т. Кузнецов, Т. С. Булышева, В. М. Захарова Инновационный менеджмент : учебник для вузов Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450152
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Инновационные технологии в сервисе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Инновационные технологии в сервисе»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Инновационные технологии в сервисе» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
Подготовка, написание и защита эссе по дисциплине «Инновационные технологии в сервисе» на темы: «Роль и значение инновационной деятельности в СКСиТ в России: современное состояние, проблемы». «Роль, значение и проблемы СКСиТ в экономике страны, региона. «Состояние сферы СКСиТ и влияние ее на качество жизни населения (на примере Вашего города)».
Для написания эссе используются статьи из современных периодических изданий: «Менеджмент в России и за рубежом», «Статистика» и др. Привести мнения зарубежных и российских авторов по данной проблематике. По материалам эссе на практическом занятии проводится дискуссия.
Требования к написанию и оформлению письменных работ приведены в раздаточном материале (Практический кейс по дисциплине «Инновационные технологии в сервисе», который выдается студентам в электронном варианте на первой недели занятий.
В процессе изучения дисциплины «Инновационные технологии в сервисе» подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Инновационные технологии в сервисе» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 54 часа на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инновационные технологии в сервисе» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, проведение метода экспертных оценок с помощью опроса, обработку результатов, обобщение и систематизация данных. Поиск и обработка статистических данных из государственной статистики о показателях развития сферы услуг в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Инновационные технологии в сервисе» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы студентов.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной экономике, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа студентов в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения студентов к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы:
- элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Инновационные технологии в сервисе»;
- авторы лучших расчетных заданий рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.