Закреплена за кафедрой | Кафедра вычислительной техники и электроники |
---|---|
Направление подготовки | 11.04.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи |
Профиль | Цифровые инфокоммуникационные системы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 11_04_02_ИКТиСС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 52 | 52 | 52 | 52 |
Сам. работа | 116 | 116 | 116 | 116 |
Часы на контроль | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники
Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой Пашнев В.В.
1.1. | Целью освоения дисциплины является изучение и приобретение теоритических и практических навыков в использование современных подходов к автоматизированному проектированию телекоммуникационного оборудования и систем. Освоение дисциплины предполагает освоение принципами построения САПР, овладение навыками применения различных методов решения прикладных задач в области проектирования радиоэлектронных устройств, изучение программных средств поддержки процесса проектирования и подготовки проектной документации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-3 | Способен приобретать, обрабатывать и использовать новую информацию в своей предметной области, предлагать новые идеи и подходы к решению задач своей профессиональной деятельности |
ОПК-4 | Способен разрабатывать и применять специализированное программно-математическое обеспечение для проведения исследований и решении проектно-конструкторских и научно-исследовательских задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает принципы построения локальных и глобальных компьютерных сетей, основы Интернет-технологий, типовые процедуры применения проблемно-ориентированных прикладных программных средств в дисциплинах профессионального цикла и профессиональной сфере деятельности Знает основные методы обработки экспериментальных данных с помощью современного специализированного программно-математического обеспечения при решении научно-исследовательских задач |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет использовать современные информационные и компьютерные технологии, средства коммуникаций, способствующие повышению эффективности научной и образовательной сфер деятельности Умеет использовать современное специализированное программно-математическое обеспечение для решения задач приема, обработки и передачи информации и проведения исследований в области инфокоммуникаций |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет передовым отечественным и зарубежным опытом при проведении исследований, проектировании, организации технологических процессов и эксплуатации инфокоммуникационных систем, сетей и устройств и /или их составляющих/ Владеет методами компьютерного моделирования и обработки информации с помощью специализированного программно-математического обеспечения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
Раздел 2. Основы САПР | ||||||
2.1. | Процесс проектирования радиоэлектронных схем. Моделирование логических схем | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.4 |
2.2. | Математическое обеспечение проектных решений | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Построение геометрических моделей. Разработка алгоритма САПР. Разработка базы данных для решения задач. Формализованное представление исходной информации. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
2.4. | Автоматизация проектных работ | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4 | Л2.3, Л1.1, Л1.4 |
2.5. | Виды программного обеспечения САПР. Прикладные протоколы телекоммуникационных технологий. Системные среды САПР. Управление данными в САПР. Интеграция программного обеспечения САПР. Информационная безопасность в САПР. | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-4 | Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. САПР для проектирования ВС | ||||||
3.1. | Проектирование электронных схем | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.4 |
3.2. | Задача компоновки. Математические модели задачи компановки (коэффициент связности, двухдоольные графы, гиперграфы). Алгоритмы компановки | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Задача размещения, Постановка задачи. Алгоритмы размещения. задача о назначении. Трассировка. Алгоритмы трассировки. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Работа в САПР Altium Designer | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.3, Л2.4 |
3.5. | Работа в САПР КОМПАС | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.3, Л2.4 |
Раздел 4. Лабораторные работы | ||||||
4.1. | Altium Designer | Лабораторные | 1 | 36 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2 |
4.2. | Компас 3D | Лабораторные | 1 | 16 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.3, Л2.4 |
4.3. | Расчет тепловых режимов работы радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2 |
4.4. | Подготовка к защитам лабораторных работ | Сам. работа | 1 | 18 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.3, Л2.4, Л1.2 |
4.5. | Расчет механической прочности конструкции и системы виброизоляции устройства. | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-3 | Л2.4, Л2.1 |
4.6. | Электромагнитная совместимость конструкции РЭА. Экранирование РЭА. | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-3 | Л2.4, Л2.1 |
Раздел 5. Аттестация | ||||||
5.1. | Экзамен | 1 | 36 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств представлен в Приложении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не требуется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в Приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лисяк В.В. | Разработка САПР электронной аппаратуры: учебное пособие: | Южный Федеральный Университет, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Певчев В. П. | Применение Altium Designer при разработке схем и печатных плат: Электронное учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы: | Тольяттинский государственный университет, 2015 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Конакова И. П., Пирогова И. И. | Основы проектирования в графическом редакторе КОМПАС-График-ЗD V14: Учебная литература для ВУЗов | Издательство Уральского университета, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.4 | С.П. Малюков, А.В. Палий, А.В. Саенко | Основы конструирования и технологии электронных средств: учебное пособие | , 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Уваров А. С. | Программа P-CAD : электронное моделирование: учебное пособие: учебное пособие | Диалог-МИФИ,, 2008 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Ушаков Д.М. | Введение в математические основы САПР: курс лекций: Курсы и конспекты лекций | Издательство "ДМК Пресс", 2011 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Малюх В.Н. | Введение в современные САПР: Курс лекций: Курсы и конспекты лекций | Издательство "ДМК Пресс", 2010 | e.lanbook.com |
Л2.4 | Латышев, П.Н. | САПР. Программы и производители : практическое пособие : учебное пособие | СОЛОН-ПРЕСС, 2006 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система издательства "Лань" | www.e.lanbook.com | ||
Э3 | ЭБС "Университетская Библиотека Онлайн" | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011), бессрочно Microsoft Office 2010 (Office 2010 Standard, № 61823557 от 22.04.2013), бессрочно Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012), бессрочно Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 47774570 от 03.12.2010), бессрочно Mozila FireFox, https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/; 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/; DjVu reader (http://djvureader.org/), бессрочно Visual Studio (https://code.visualstudio.com/license), бессрочно AltiumDesigner (ID 1162123 SN: 06523383 от 02.05.2012), бессрочно Компас график LT 5.9 (http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf), бессрочно Python c расширениями PIL, Py OpenGL (https://docs.python.org/3/license.html), бессрочно | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
201К | лаборатория робототехники – учебная аудитория для проведения, занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 7 посадочных мест; рабочее место преподавателя; генераторы сигналов специальной формы; измеритель иммитанса; источники питания аналоговые; источники питания импульсные; компьютеры-моноблоки; мультиметры цифровые; осциллографы; компрессор; МФУ лазер.; ноутбук; паяльные станции; паяльные станции индукционные; полуавтоматический установщик SMD-компонентов; принтер для печати трехмерных объектов; проектор мультимедийный; частотомер портативный; экран на штативе |
Для освоения лекционного материала дисциплины необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции, ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.Ответить на контрольные вопросы предыдущей лекции. Лабораторные работы выполняются в виде проекта. При подготовке к лабораторным работам - руководствоваться графиком лабораторных работ; - накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы; - обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, объяснение полученных результатов и выводы и заключение по выполненной работе; - при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. В ходе изучения дисциплины, магистры, работая с фондом оценочных средств набирают определенное количество баллов. При подготовке к экзамену необходимо прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. В билет к экзамену включено 2 теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 30 баллов. Баллы, полученные во время сдачи экзамена, добавляются к баллам, набранным во время изучения дисциплины и выполнения лабораторных работ.Перевод баллов в оценку представлен в разделе «Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания». |