МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История туризма и гостеприимства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Прудникова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
История туризма и гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «История туризма и гостеприимства» является овладение теорией и практикой познание методологических основ в области истории туризма и гостеприимства с древнейших времен до конца XVII века и предпосылках зарождения туристской индустрии в разных странах, умеющих их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические положения системного подхода и основные этапы и закономерности исторического развития
теоретические положения исторических процессов и место российской истории туризма и
гостеприимства во всемирной истории туризма и гостеприимства
практические элементы основных этапов и закономерностей исторического развития общества для осознания социальной значимости своей деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
сопоставлять разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
анализировать информацию и предлагать возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками представлений развития туризма и гостеприимства в разные периоды времени и этапы развития в мире и России
навыками поиска информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
навыками и приемами анализа информации и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма.Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий.
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Лекции 2 1 УК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Практические 2 1 УК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Сам. работа 2 9 УК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв. Лекции 2 1 УК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.5. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв. Практические 2 1 УК-1 Л1.3, Л2.2
1.6. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв. Сам. работа 2 9 УК-1 Л2.3, Л1.1
1.7. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв. Лекции 2 1 УК-1 Л2.3, Л1.1
1.8. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий.Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Практические 2 1 УК-1 Л2.2, Л1.2
1.9. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий.Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Сам. работа 2 8 УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Развитие туризма после второй мировой войны.Современное состояние туризм. История развития туризма в России. Основные этапы развития.
2.1. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Развитие туризма после второй мировой войны. Лекции 2 1 УК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.2. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов.Развитие туризма после второй мировой войны. Практические 2 1 УК-1 Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.3. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов.Развитие туризма после второй мировой войны. Сам. работа 2 8 УК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.4. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Сам. работа 2 4 УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. История развития туризма в России. Сам. работа 2 4 УК-1 Л2.3, Л1.2
2.6. Основные этапы развития. Сам. работа 2 8 УК-1 Л1.3, Л2.3
Раздел 3. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века.Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта.
3.1. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Сам. работа 2 4 УК-1 Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.2. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Сам. работа 2 4 УК-1 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.3. Создание и деятельность ОПТЭ. Сам. работа 2 8 УК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Развитие туризма под руководством профсоюзов. Практические 2 1 УК-1 Л2.3, Л1.2
3.5. Современное состояние туризма в России. Сам. работа 2 6 УК-1 Л1.3, Л2.3, Л1.1
3.6. Культурное наследие России как вид турпродукта. Сам. работа 2 8 УК-1 Л1.3, Л2.3
3.7. Международные конференции по туризму и путешествиям. Сам. работа 2 6 УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Практические 2 1 УК-1 Л2.3, Л1.2
3.9. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Сам. работа 2 8 УК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Арефьев, В.Е.; Прудникова, Н.Г. История туризма и гостеприимства.: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/55
Л1.3 Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации: 1696 г. – современность: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов Невский фонд, 2006 г.
Л2.2 Грицкевич В.П. История туризма в древности: Изд-во «Герда», 2005
Л2.3 Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие для вузов Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э7 Курс в Moodle "История туризма и гостеприимства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
4. История цивилизаций (статьи, глоссарий,) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://civilka.ru/
5. История мировых цивилизаций [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.historie.ru/
6. Российская и всемирная история [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/
7. Долженко, Г. П.История туризма и гостеприимства : учебник / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 227 с. [электронный ресурс] - Режим доступа: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/69ECF6C1-769C-45DC-9BF5-B362BEB06E94.pdf
8. История туризма и гостиничной индустрии: учебное пособие / составитель Г.П. Рузайкина. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. [электронный ресурс] - Режим доступа: https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/7233.pdf
9. История туризма : учебник / коллектив авторов ; отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 256 с. [электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourism.gov.ru/data/File/news_file/2014/PUTRIK_History.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации обучающихся по изучению дисциплины «История туризма и гостеприимства»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
В результате получения информации, освоения знаний обучающийся должен сформировать свою точку зрения на данную тему, отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «История туризма и гостеприимства» используются комплект практических заданий, вопросов, тестов, письменных работ.
В процессе изучения дисциплины «История туризма и гостеприимства» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «История туризма и гостеприимства» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний обучающимся отводятся 66 часов на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания). Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций.