МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятия туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент , Прудникова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятия туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятия туризма" является овладение теоретическими знаниями в области информационных технологий,изучение систем автоматизации деятельности предприятий туризма, овладение практическими навыками в области программного обеспечения и умение их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в туристской сфере
ПК-3 Способен разрабатывать и применять технологии обслуживания туристов с использованием технологических и информационно-коммуникативных технологий в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- технологические новации и современное программное обеспечение в туристской сфере
- опрофессиональные информационно-коммуникационные технологии и новации, готовностью к применению их в туристской деятельности современного программного обеспечения
- технологии обслуживания туристов с использованием технологических и информационно - коммуникативных технологий
- возможности разработки и применения технологии обслуживания туристов с использованием технологических и информационно - коммуникативных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять профессиональные знания в области современного программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологии в туризме
- осуществлять поиск новых форм в системе информационно-коммуникационных технологии и современного программного обеспечения в туризме
- применять в практической деятельности технологии обслуживания туристов с использованием технологических и информационно - коммуникативных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий и технологических новации и современного программного обеспечения в туристской сфере
- практическими умениями обслуживания туристов с использованием технологических и информационно - коммуникативных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерные системы бронирования для предприятий туризма
1.1. Возникновение компьютерных систем бронирования Лекции 3 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.5
1.2. Подбор тура по требованию с помощью ADS Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л1.5, Л2.2
1.3. Сравнение GDS Amadeus и Galileo Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
1.4. Компьютерные системы бронирования для предприятий туризма Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л1.5, Л2.2
1.5. Зарубежные системы бронирования и резервирования в турбизнесе Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.6. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере Практические 3 1 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.4
1.7. Бронирование на туристских порталах. Сайты туроператоров и их рейтинг Сам. работа 3 5 ПК-3 Л1.8, Л2.1, Л2.2
1.8. Зарубежные системы бронирования и резервирования в турбизнесе Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.5, Л1.2
1.9. Российские системы бронирования в турбизнесе Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Система автоматизации турфирм - программное обеспечение СамоТур, СамоТурАгент,Туристический офис, Моидокументы-Туризм Практические 3 1 ОПК-1 Л1.7, Л2.1, Л1.6
1.11. Система автоматизации турфирм - программный комплекс MoiTuristy, U-ON.Travel, TourManager Сам. работа 3 5 ПК-3 Л1.9, Л1.8, Л2.1, Л1.5
1.12. Российские системы бронирования в турбизнесе Сам. работа 3 5 ПК-3 Л2.3, Л2.2, Л1.3
1.13. Системы автоматизации для туристских фирм Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л1.5, Л2.2
1.14. Системы автоматизации турфирм - программный комплекс Мастер-Тур, Travel Agent-2000,ERP.travel,Columbis, CRM Tour Практические 3 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2
1.15. Страхование туристов через Интернет. Работа в CRM системе Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
1.16. Системы автоматизации для туристских фирм Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.1, Л1.5
Раздел 2. Современные тенденции развития интернет-технологий в турбизнесе
2.1. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС Лекции 3 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.5
2.2. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
2.3. Системы автоматизации для гостиниц. Сравнительный анализ автоматизированных систем управления в гостиницах. Облачная система управления для отелей "Ecvi" Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л1.5, Л2.2
2.4. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.3, Л1.5
2.5. Системы автоматизации для ресторанов.Система автоматизации iiko для рестораторов Сам. работа 3 3 ПК-3, ОПК-1 Л1.5, Л2.2
2.6. Сравнительный анализ автоматизированных систем управления в ресторанах Poster, SmartTouch, R-Keeper, Aloha, РСТъ@Ресторатор Практические 3 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
2.7. Сравнительный анализ автоматизированных систем управления в ресторанах B52,BarBOSS, Poster, CashPad Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.1, Л1.5
2.8. Автоматизированные системы управления в ресторанах Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.2, Л1.2
2.9. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет. Развитие Интернет-бронирования в российской туристском бизнесе Сам. работа 3 5 ПК-3 Л2.3, Л1.5
2.10. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Сам. работа 3 5 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.5, Л1.2
2.11. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.1, Л1.5, Л1.2
2.12. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 3 7 ОПК-1 Л1.5, Л2.2, Л1.2
2.13. Проблемы выбора системы автоматизации для туристских фирм. Современные тенденции развития интернет-технологий в турбизнесе Лекции 3 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
2.14. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Практические 3 1 ПК-3 Л2.3, Л1.2
2.15. Поиск билетов на внутренние рейсы по запросу клиента. Сравнительная характеристика сайтов туристских фирм России Практические 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л1.5
2.16. Сравнение и характеристики технологий автоматизации офиса для турфирм Сам. работа 3 5 ПК-3 Л2.1, Л1.5, Л1.2
Раздел 3. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере
3.1. Проблемы,перспективы и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.5, Л2.2
3.2. Сравнение и характеристики технологий автоматизации офиса для турфирм Практические 3 1 ПК-3 Л2.2, Л1.2
3.3. Специфика использования программного обеспечения и автоматизации деятельности предприятий туризма Сам. работа 3 5 ПК-3 Л2.2, Л1.2
3.4. Сравнение и характеристики технологий автоматизации офиса для турфирм. Специфика использования программного обеспечения и автоматизации деятельности предприятий туризма Сам. работа 3 5 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
3.5. Экзамен 3 9 ПК-3, ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Д. Романова, И. Г. Лесничая Информатика и информационные технологии: конспект лекций М.: Эксмо, 2009
Л1.2 Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ветитнев А. М., Коваленко В. В., Коваленко В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. Информационные технологии в туристской индустрии : Москва : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/470420
Л1.5 Трофимов, В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов ; отв. ред. В. В. Трофимов: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4FC4AE65-453C-4F6A-89AA-CE808FA83664
Л1.6 Ветитнев А.М., Коваленко В.В., Коваленко В.В. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.7 Морозов М. А. , Морозова Н. С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учеб.для вузов М. : Академия, 2004
Л1.8 Бочарников В.Н. Информационные технологии в туризме: учеб. пособие М. :Флинта : МПСИ, 2008.
Л1.9 под ред. Н. В. Макаровой. Информатика: учеб. для вузов М. : Финансы и статистика, 2001
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов Информационные технологии: учеб. пособие М.:Проспект, 2016
Л2.2 Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 М.В.Гаврилов, В.А.Климов Информатика и информационные технологии : учебное пособие М.: Юрайт// ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
Э2 Сравнительный анализ программных средств автоматизации туристического бизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-programmnyh-sredstv-avtomatizatsii-turisticheskogo-biznesa cyberleninka.ru
Э3 САМО-Софт [Электронный ресурс] Режим доступа:www.samo.ru www.samo.ru
Э4 10 лучших CRM для турагентства. Рейтинг и сравнение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://crmindex.ru/for/travel crmindex.ru
Э5 Обзор существующих специализированных программных средств, используемых в туристской отрасли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/4x9c91.html lektsia.com
Э6 Программы для турагентств и туристических фирм [Электронный ресурс] Режим доступа : https://www.livebusiness.ru/tools/tourism/ www.livebusiness.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Freely Available Standards. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iaf.nu/articles/Freely_Available_ISO_Standards/648
2. Сравнительный анализ программных средств автоматизации туристического бизнеса[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-programmnyh-sredstv-avtomatizatsii-turisticheskogo-biznesa
3. Программное обеспечение государственных информационных систем [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. lanit. ru.
4. Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
5. САМО-Софт [Электронный ресурс] Режим доступа:www.samo.ru
6. 10 лучших CRM для турагентства. Рейтинг и сравнение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://crmindex.ru/for/travel
7. Обзор существующих специализированных программных средств, используемых в туристской отрасли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/4x9c91.html
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

8. Концепция стандартизации программного обеспечения. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. economy. gov. ru.
9. Кузнецов, В. В2С: состояние и перспективы. Аналитика, Статистика / В. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. e-commerce. ru/.
10. Кузнецов, С. Интернет в бизнесе и бизнес в Интернете / С. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/.
11. Программы для турагентств и туристических фирм [Электронный ресурс] Режим доступа : https://www.livebusiness.ru/tools/tourism/.
12. Прохоров, А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // КомпьютерПресс. 2006. — № 5. — http://www. compress. ru/article. aspx? id=15845&iid=750
13. Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий: курс лекций /В. А. Сухомлин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://master. cmc. msu. ru:8081/lectures/AnalizeIT/index. html.
14. Функциональные роли компьютеров в сети: лекция. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. intuit. ru/department/network/networkbasics/1/.
15. Черный, В. Sun: системы управления цифровыми медиаданными /В. Черный // Открытые системы. 1997. — № 6. — http://www. osp. ru/os/1997/06/179296/
16. Экономическая эффективность внедрения ИТ-системы. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. m2system. ru/t_analit. shtml.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятий туризма»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из предложеного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, уметь выбирать необходимое программное обеспечение для автоматизации деятельности предприятий туризма, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятий туризма» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ.
В процессе изучения дисциплины «Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятий туризма» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятий туризма» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часов на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины, подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятий туризма» включает дистанционную работу в программном обеспечении в тестовом режиме в системе автоматизации турфирмы, гостиничного предприятия и ресторанном бизнесе.
Поиск и анализ програиммного обеспечения для турфирм в мире, России, Алтайском крае.
Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой,исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современных системах автоматизации.