Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.02. Туризм |
Профиль | Технологии и организация внутреннего и международного туризма |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z43_03_02_Т-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
1.1. | Цель курса – получить знания, умения и овладеть методикой работы гида-инструктора, понимая многогранность его функций в процессе обслуживания туристов. Данный курс подготавливает студентов к прохождению производственной практики на туркомплексах Алтайского региона в качестве гидов-инструкторов по туризму на активных и оздоровительных маршрутах с высоким уровнем профессионализма и обеспечения безопасности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3 |
ПК-6 | Способен разрабатывать экскурсионные программы и программы туристских маршрутов для групповых и индивидуальных туров |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы разработки экскурсионных программ маршрутов и программы туристских маршрутов нормативную, методическую и профессиональую основу разработки экскурсионных программ маршрутов и программы туристских маршрутов принципы организации обслуживания и создания безопасных условий при разработке экскурсионных программ маршрутов и программы туристских маршрутов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с различными источниками информации в период подготовки экскурсионных программ и программ туристских маршрутов для групповых и индивидуальных туров определять методические приемы проведения экскурсии и организовать процесс обслуживания туристов в природной среде реализовывать на практике проекты экскурсионных программ и программ туристских маршрутов для групповых и индивидуальных туров |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основами разработки экскурсионных программ для групповых и индивидуальных туров навыками методики работы с группой при разработке туристского продукта навыками обеспечения безопасности потребителя туристских услуг при разработке туристского продукта |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы деятельности гида-инструктора.Методика работы гида инструктора | ||||||
1.1. | Сущность и значение методики работы гида- инструктора. | Лекции | 2 | 1 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
1.2. | Нормативные и маршрутные документы гида: первый этап обеспечения безопасности потребителей. | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
1.3. | Нормативные и маршрутные документы гида: первый этап обеспечения безопасности потребителей. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
1.4. | Функции, типы, виды и формы работы гида-инструктора | Лекции | 2 | 1 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
1.5. | История профессии инструктор-проводник (гид) в России и мире. | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л2.4, Л1.3 |
1.6. | История профессии инструктор-проводник (гид) в России и мире. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
1.7. | Технология управления туристской группой на маршруте | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
1.8. | Специфика обслуживания потребителей в природной среде.Основные требования | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.9. | Специфика обслуживания потребителей в природной среде.Основные требования | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-6 | Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Психологические аспекты в деятельности гида-инструктора.Организация, подготовка и проведение спортивного тура | ||||||
2.1. | Стили руководства тургруппой.Ролевой состав группы. | Лекции | 2 | 1 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
2.2. | Ожидания и опасения гида и туристов.Конфликты и способы их решения. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
2.3. | Особенности подготовки и проведения горных, водных, спелео и лыжных путешествий. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л2.5, Л1.3 |
2.4. | Организация процесса обслуживания туристов во время похода, трансфера, проживания на туркомплексе. | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
2.5. | Организация процесса обслуживания туристов во время похода, трансфера, проживания на туркомплексе. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-6 | Л2.4, Л1.3 |
Раздел 3. Безопасность как основная функция гида-инструктора.Факторы риска во время путешествия в горных районах России | ||||||
3.1. | Разработка безопасного маршрута и учет факторов риска. | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
3.2. | Безопасность как основная функция гида-инструктора.Факторы риска во время путешествия в горных районах России | Лекции | 2 | 1 | ПК-6 | Л2.3, Л1.1, Л1.3 |
3.3. | Способы и приемы обеспечения личной безопасности и безопасности потребителя(туриста). | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
3.4. | Комплексная безопасность в путешествии в процессе работы гида-инструктора. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
3.5. | Первая доврачебная помощь в деятельности гида. Основные навыки. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
3.6. | Факторы риска во время путешествия в горных районах России(Алтай, Саяны, Кавказ и т.д.) | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дудник А.В. | Методика работы инструктора - проводника: Методическое пособие | АГУ, 2009 | |
Л1.2 | Егоренков Л. И. | Введение в технологию туризма:: учебно-методическое пособие (ЭБС "Лань") | М.: Финансы и статистика, 2012 | |
Л1.3 | Кравчук Т.А | Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие | - Омск : Издательство СибГУФК, 2009 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Федотов, Юрий Николаевич | Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. для вузов | Изд-во Советский спорт, 2003 | |
Л2.2 | Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н. | ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | сост.: В. П. Колбунова, Т. В. Павлова ; Т. И. Чертова | Литература об Алтайском крае, 2008: библиогр. указ. | Барнаул : [РИО АКУНБ]., 2008 | |
Л2.4 | Ильина Е.Н. | Туроперейтинг: организация деятельности: | "Финансы и статистика", 2008 | |
Л2.5 | Безрукова Н. Л. | Круизный рынок: современное состояние и развитие. : Учебно-методическое пособие | Финансы и статистика, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие | biblioclub.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Методика работы гида-инструктора копия 1" | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Сайт Региональной спортивной федерации спортивного туризма Санкт-Петербурга -http://rfstspb.ru | rfstspb.ru | ||
Э4 | Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru | www.tssr.ru | ||
Э5 | Сайт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru | carabin.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана. Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686) Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm) Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/) ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/) Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана. RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ: http: //www. russiatourism.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
501М | лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт. |
Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Методика работы гида» В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы. На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка. На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить нормативные документы, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации. В результате получения информации освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения. С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Методика работы гида» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат, эссе. В процессе изучения дисциплины «Методика работы гида» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET. На практическом занятии по дисциплине «Методика работы гида» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы. Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 44 часа на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе. Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся. Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем. Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. |