МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии и организация спортивного туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп., Дудник Андрей Викторович

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Технологии и организация спортивного туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и навыков об организации спортивно-оздоровительной деятельности в индустрии туризма, раскрытие особенностей технологий организации и проведения спортивно-оздоровительных походов, ознакомление студентов с основами и особенностями обеспечения безопасности в туристском походе, формирование у будущих специалистов практических навыков в спортивно-оздоровительном туризме при разработке туристкого продукта и проведении спортивных туров с туристами с учетом требований потребителей и обеспечения безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы подбора персонала туристского предприятия в соответствии с профессиональными задачами деятельности
методы управления внутрифирменными процессами в туристской организации
особенности формирования и использования материально-технических и трудовых ресурсов туристского предприятия в соответствии с профессиональными задачами деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать материально-технические и трудовые ресурсы в туристской организации
использовать материально-технические и трудовые ресурсы в туристской организации
осуществлять руководство трудовыми ресурсами материально-техническими процессами в туристской организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами подбора персонала туристского предприятия
навыками использования материально-технических и трудовых ресурсов
навыками руководства трудовыми ресурсами материально-техническими процессами в туристской организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы спортивного туризма. Программно-нормативные основы развития спортивного туризма
1.1. История и перспективы развития спортивного туризма Лекции 2 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Программно-нормативные основы развития спортивного туризма Практические 2 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. История развития спортивного туризма в Алтайском регионе Сам. работа 2 15 ПК-1 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Виды спортивного туризма. Техника и тактика преодоления препятствий в разных видах и ее особенности
2.1. Виды спортивного туризма и их значение. Лекции 2 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Сравнение летних видов спортивного туризма в регионах РФ. Практические 2 1 ПК-1 Л1.2, Л2.1
2.3. Анализ зимних и экзотических видов спортивного туризма: проблемы и перспективы. Сам. работа 2 15 ПК-1 Л1.2, Л2.1
2.4. Техника и тактика спортивного туризма Сам. работа 2 15 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Разработка тактики спортивного похода в зависимости от опыта и запросов потребителя Практические 2 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Техника преодоления препятствий в разных видах и ее особенности Сам. работа 2 15 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Разработка туристского продукта в спортивном туризме. Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристо
3.1. Разработка и организация туристкого продука в сегменте спортивного туризма Лекции 2 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Разработка спортивного тура Практические 2 1 ПК-1 Л1.2, Л2.1
3.3. Организация питания в спортивных турах Сам. работа 2 15 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристов. Лекции 2 1 ПК-1 Л1.2, Л2.1
3.5. Организация мер безопасности при преодолении препятствий: веревочный курс, правила страховки. Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.6. Особенности психологии туристов в походе, типы лидерства, ролевой состав туристской группы. Сам. работа 2 14 ПК-1 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравчук, Т.А Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК. , 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Т.А. Кравчук, И.А. Зданович, В.Н. Агальцов Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : часть II: учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Е. Карасев, Е.В. Кулагина, О.В. Лукина, Б.К. Смагулов Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие Омск : Издательство ОмГТУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Технологии и организация спортивного туризма portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru carabin.ru
Э3 Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru predpohod.ru
Э4 Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru turcentrrf.ru
Э5 Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru www.tssr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Power Point, Windows Media, Adobe Reader, Microsoft Office Picture Manager
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
4.Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru
5.Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru
6.Сайт Городской станции юных туристов -http://www.balticbereg.ru/index.php/syutur
7.Сайт электронных карт -http://openstreetmap.ru
8.Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru
9йт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы. На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
В результате получения информации освоения знаний обучающийся должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины обучающимся предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
В процессе изучения дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 39 часов на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Поиск и обработка о технологии и организация спортивного туризма в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ. Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем.
Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале.