МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационное проектирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Инновационное проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Инновационное проектирование» изучить вопросы, связанные с управлением инновационными проектами, профессиональными стандартами в области управления проектами, продемонтрировать специфику разработки бизнес-плана проекта с особым акцентом на маркетинговом, производственно-техническом и финансово-оценочном аспектах проектного анализа.
При рассмотрении этапов управления реализацией проектов анализируются вопросы, связанные с его инициацией, планированием, организацией исполнения, а также контролем выполнения работ. Отдельно раскрывается тематика управления рисками. Анализируются различные способы и особенности финансового обеспечения реализации проектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ОПК-1 Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в сфере сервиса
ПК-3 Способен к осуществлению деятельности по управлению проектами в сфере сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Использует методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивает эффективность планирования по различным направлениям проекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Рассчитывает качественные и количественные показатели, характеризующие эффективность проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Инновационное проектирование: менеджмент, основные этапы, риски, инвестирование
1.1. Инновационный проект и его роль в менеджменте инноваций Лекции 5 4 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Инновационный проект и его роль в менеджменте инноваций Сам. работа 5 8 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Инвестиционное проектирование инноваций Лекции 5 4 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Инвестиционное проектирование инноваций Сам. работа 5 8 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Основные этапы управления реализацией инновационного проекта Лекции 5 4 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Основные этапы управления реализацией инновационного проекта Сам. работа 5 8 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Управление рисками и последовательностями инновационных проектов Лекции 5 4 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Управление рисками и последовательностями инновационных проектов Практические 5 4 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Управление рисками и последовательностями инновационных проектов Сам. работа 5 8 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Финансовое обеспечение инновационных проектов Лекции 5 2 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Финансовое обеспечение инновационных проектов Практические 5 4 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Финансовое обеспечение инновационных проектов Сам. работа 5 8 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Инновационный менеджмент и инновационное проектирование в туризме
2.1. Инновационный менеджмент и управление жизненным циклом туристического продукта Практические 5 8 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Инновационный менеджмент и управление жизненным циклом туристического продукта Сам. работа 5 12 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Управление проектом в туризме Практические 5 8 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Управление проектом в туризме Сам. работа 5 12 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Инновационное проектирование туристско-рекреационных зон
3.1. Принципы инновационного проектирования и оценка ресурсов территории в проектировании и развитии туристско-рекреационных зон Практические 5 4 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Принципы инновационного проектирования и оценка ресурсов территории в проектировании и развитии туристско-рекреационных зон Сам. работа 5 8 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Факторы и аспекты инновационного проектирования туристско-рекреационных зон Практические 5 4 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Факторы и аспекты инновационного проектирования туристско-рекреационных зон Сам. работа 5 8 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Управление инновационным проектом туристско-рекреационных зон Практические 5 4 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Управление инновационным проектом туристско-рекреационных зон Сам. работа 5 10 УК-2, ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиридонова, Е. А. Управление инновациями : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Баранчеев, В. П. Управление инновациями: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.3 Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Адашова, Т.А. и др. Инновации в туризме и гостиничном бизнесе / Т.А. Адашова, Л.Л. Духовная, Н.В. Косарева, В.В. Лапочкина, И.И. Холодцова. - Монография. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 149 с. www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Инновационное проектирование»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Инновационное проектирование» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
Подготовка, написание и защита эссе по дисциплине «Инновационное проектирование» на темы: «Роль и значение инновационной деятельности в СКСиТ в России: современное состояние, проблемы». «Роль, значение и проблемы СКСиТ в экономике страны, региона. «Состояние сферы СКСиТ и влияние ее на качество жизни населения (на примере Вашего города)».
Для написания эссе используются статьи из современных периодических изданий: «Менеджмент в России и за рубежом», «Статистика» и др. Привести мнения зарубежных и российских авторов по данной проблематике. По материалам эссе на практическом занятии проводится дискуссия.
Требования к написанию и оформлению письменных работ приведены в раздаточном материале (Практический кейс по дисциплине «Инновационное проектирование», который выдается студентам в электронном варианте на первой недели занятий.
В процессе изучения дисциплины «Инновационное проектирование» подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Инновационное проектирование» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 54 часа на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инновационное проектирование» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, проведение метода экспертных оценок с помощью опроса, обработку результатов, обобщение и систематизация данных. Поиск и обработка статистических данных из государственной статистики о показателях развития сферы услуг в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Инновационное проектирование» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы студентов.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной экономике, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа студентов в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения студентов к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы:
- элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Инновационное проектирование»;
- авторы лучших расчетных заданий рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.