МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегический менеджмент в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 143
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 143 143 143 143
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Ст.преп, Игнатенко М.Н

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Стратегический менеджмент в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Алексанр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Алексанр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Программа учебной дисциплины «Стратегический менеджмент в туризме» имеет целью формирование у студентов системы взглядов и представлений о теоретических основах стратегического менеджмента и особенностях стратегического менеджмента в и туризме, получение практических навыков в области стратегического менеджмента организаций, действующих в туристской сфере.
Основные задачи курса «Стратегический менеджмент в туризме»
• овладение основами стратегического менеджмента в туризме и методологией его познания;
• знание различных систем организации стратегического менеджмента, их элементов и основных проблем;
• умение оперировать основными категориями стратегического менеджмента и видеть их взаимосвязь;
• изучение, используемых в практике методов управления организацией туристской сферы , применение приобретенных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об общих закономерностях развития менеджмента в социально-культурном сервисе и туризме;
- о тенденциях развития менеджмента в социально-культурном сервисе и туризме, характерных для России;
- об особенностях взаимодействия фирм и предприятий в социально-культурном сервисе и туризме с органами государственной власти;
3.2.Уметь:
3.2.1. ориентироваться в следующих понятиях и применять их на практике:
1) сущность менеджмента, его содержание и инструментарий;
2) специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма;
3) цели и задачи управления туристским предприятием;
4) организационные формы и структуры управления;
5) методология и организация процесса разработки управленческого решения;
6) коммуникация в процессе управления;
7) мотивация труда на предприятиях сферы сервиса и туризма;
8) организация труда менеджера и управления персоналом;
9) управление конфликтами и стрессами в сфере сервиса и туризма

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• принятия решений на различных уровнях управления фирмой, действующей в социально-культурном сервисе и туризме;
• работы с информацией в системе управления фирмой;
• применения теоретических положений менеджмента в деятельности специалиста фирмы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стратегический менеджмент в туризме : общие положения
1.1. Стратегический менеджмент предпосылки и ключевые понятия. Лекции 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Стратегический анализ макросреды организации туризма. Лекции 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Стратегический анализ микросреды организации туризма Сам. работа 4 50 ПК-1 Л2.1, Л1.3
1.4. Стратегический анализ внутренней среды организации туризма Практические 4 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Информационно е обеспечение стратегического управления. Практические 4 4 ПК-1 Л2.1, Л1.3
1.6. Общие методы стратегического анализа среды Сам. работа 4 50 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Выбор и и реализация стратегии
2.1. Стратегические задачи Лекции 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Выбор стратегии Практические 4 8 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Реализация стратегии Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2
2.4. Стратегическое планирование Сам. работа 4 43 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3.
3.1. Экзамен 4 13

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. В. Кузнецов и др. Менеджмент : учебник для академического бакалавриата: Менеджмент : учебник для академического бакалавриата / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова. Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 А. Л. Гапоненко [и др.] Менеджмент : учебник для прикладного бакалавриата : Менеджмент : учебник для прикладного бакалавриата / А. Л. Гапоненко [и др.] ; под общ. ред. А. Л. Гапоненко. — М. Юрайт, 2018
Л1.3 Литвак, Б. Г Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров : Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 507 с. — Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Портных В.В. Стратегия бизнеса: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 компьютерная справочная правовая система "Консультант плюс" www.consultant.ru/
Э2 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
Подготовка студентов к практическому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения