МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристское краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины «Туристское краеведение» является ознакомление студентов с природой, историей , населением, экономикой, культурой и искусством, туристскими достопримечательностями Алтайского региона; приобщение студентов к научному и всестороннему познанию края.
Основной целью преподавания данной дисциплины является максимальное приближение теоретических знаний по краеведению к содержанию туристско-краеведческой работы.

Задачами изучения дисциплины «Туристское краеведение» являются: изучение природы Алтайского региона, истории Алтая от древнейших времен до современного периода, характеристика населения Алтайского края и Республики Алтай, общая характеристика экономики Алтайского региона, характеристика истории исследования Алтая, наиболее известными деятелями науки и искусства, знакомство с наиболее популярными туристскими маршрутами и достопримечательностями Алтайского края и Республики Алтай.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторические этапы развития исто-рии страны и региона;
основные понятии, методы, функции и зада-чи туристского краеведения;
основные природные и культурно-исторические памятники региона и возможность их использования в туризме;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и применять полу-ченные знания о регионе для по-нимания основных тенденций и перспектив развития туризма на данной территории;
составить ту-ристско-краеведческую характери-стику региона;
разработать туристский маршрут по достопримечательностям региона;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного по-иска литературы по основным сфе-рам жизни региона и методами ра-боты с научной, учебной и перио-дической литературой;
знаниями о современном состоянии развития туризма в регионе;
практическими навыками по при-менению краеведческих знаний в туристской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы туристского краеведения.
1.1. Теоретические основы туристского краеведения. Лекции 2 2 УК-5 Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4
1.2. Теоретические основы туристского краеведения. Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4
Раздел 2. Географическое краеведение Алтайского края
2.1. Географическое положение и рельеф Алтайского края Лекции 2 2 УК-5 Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.2. Климат Алтайского края Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л2.4, Л2.2
2.3. Животный и растительный мир Алтайского края Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л2.4
Раздел 3. Археологическое краеведение Алтая
3.1. Археологическое краеведение Алтая: предмет, цели, задачи и методы археологических исследований Сам. работа 2 4 УК-5 Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л1.1
3.2. Археологическое краеведение Алтая: каменный век Практические 2 2 УК-5 Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л1.1
3.3. Археологическое краеведение Алтая: каменный век Лекции 2 2 УК-5 Л1.1
3.4. Археологическое краеведение Алтая: каменный век Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.1
3.5. Археологическое краеведение Алтая: эпоха энеолита и бронзы Практические 2 4 УК-5 Л1.1
3.6. Археологическое краеведение Алтая: эпоха энеолита Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.1
3.7. Археологическое краеведение Алтая: ранний железный век Лекции 2 2 УК-5 Л1.1
3.8. Археологическое краеведение Алтая: ранний железный век Практические 2 4 УК-5 Л1.1
3.9. Археологическое краеведение Алтая: ранний железный век Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.1
3.10. Археологическое краеведение Алтая: эпоха средневековья Лекции 2 2 УК-5 Л1.1
3.11. Археологическое краеведение Алтая: эпоха средневековья Сам. работа 2 4 УК-5 Л2.1, Л1.1
3.12. Археологическое краеведение Алтая: петроглифы Практические 2 4 УК-5 Л1.1
3.13. Археологическое краеведение Алтая: петроглифы Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.1
Раздел 4. Историческое краеведение Алтая
4.1. Историческое кравеведение Алтая: присоединение к Российскому государству. Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л2.4
4.2. Историческое кравеведение Алтая: присоединение к Российскому государству. Практические 2 4 УК-5 Л1.4
4.3. Историческое кравеведение Алтая: присоединение к Российскому государству. Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.4
4.4. Историческое краеведение Алтая: возникновение и развитие горно-металлургического производства. Лекции 2 4 УК-5 Л1.4
4.5. Историческое краеведение Алтая: возникновение и развитие горно-металлургического производства. Практические 2 4 УК-5 Л1.4
4.6. Историческое краеведение Алтая: возникновение и развитие горно-металлургического производства. Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.4
4.7. Историческое краеведение Алтая: Алтайский край в XIX - нач. XXI века. Сам. работа 2 7 УК-5 Л1.3, Л2.4
4.8. Историческое краеведение Алтая: Алтайский край в XIX - нач. XXI века. Практические 2 4 УК-5
Раздел 5. Этнографическое краеведение Алтая
5.1. Этнографическое краеведение Алтая: Формирование этнокультурных групп местного и славянского населения. Практические 2 4 УК-5 Л2.5, Л1.3, Л2.4
5.2. Этнографическое краеведение Алтая: Формирование этнокультурных групп местного и славянского населения. Сам. работа 2 8 УК-5 Л2.5, Л1.3, Л2.4
Раздел 6. Биографическое краеведение Алтая
6.1. Биографическое краеведение Алтая Лекции 2 2 УК-5 Л2.5, Л1.3, Л2.4
6.2. Биографическое краеведение Алтая Практические 2 4 УК-5 Л2.5, Л1.3, Л2.4
6.3. Биографическое краеведение Алтая Сам. работа 2 8 УК-5 Л2.5, Л1.3, Л2.4
Раздел 7. Экзамен
7.1. Экзамен 2 27 УК-5 Л1.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А.А. Тишкина История Алтая. Т. 1. Древнейшая эпоха, древность и средневековье: АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
Л1.2 Никонова, Мария Александровна Краеведение.: учебное пособие для вузов Академия, 2009
Л1.3 Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебное пособие для студентов географического факультета Изд-во Алт. ун-та, 2014. elibrary.asu.ru
Л1.4 под ред. В.А. Скубневского История Алтая. Т. 2. Алтай в конце XVII – начале ХХ в.: АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лузгин, Борис Николаевич География Алтайского края: учебное пособие АлтГУ, 2004 г.
Л2.2 Погодина В.Л. Туристские ресурсы России: Электронное учебное пособие [Электронный ресурс] : Учебное пособие Электронный ресурс, 2009 e.lanbook.com
Л2.3 Харламова Н. Ф. [и др.] Туристские ресурсы Алтайского края: монография Азбука, 2011
Л2.4 И. Н. Ротанова, Н. Ф. Харламова Туристско-рекреационный комплекс Алтайского региона: организация и информационно-картографическое обеспечение: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.5 Праздникова Н.Н., Отто О.В., Мардасова М.В. Население Алтайского края: учебное пособие АлтГУ, 2006 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Туристское краеведение" portal.edu.asu.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. Шишкова. Отдел краеведения. Персоналии. altlib.ru
Э3 Этноатлас Алтайского краяГиперссылка elibrary.asu.ru
Э4 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. Шишкова. Отдел краеведения. Территории Алтайского края. altlib.ru
Э5 Историко-культурное наследие Бирюзовой Катуни: опыт интеграции в сферу туризма. elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал "Весь Алтай" - http://altlib.ru/
Электронные ресурсы Алтая - http://elib.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.