МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреационная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Редькин А.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Рекреационная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся знаний о территориальных закономерностях и особенностях деятельности людей , направленных на восстановление и развитие физических и духовных сил.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристской организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности рекреационной географии как научной основы пространственного размещения туристско-рекреационных комплексов. Понятийный аппарат рекреационной географии. Методологию и основные подходы и методы исследований в рекреационной географии, структуру и принципы функционирования территориальных рекреационных систем (ТРС) разного уровня, методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять и анализировать рекреационные ресурсы территории, рассчитывать ее туристско-рекреационный потенциал, а также проводить рекреационное районирование. Рассчитывать качественные и количественные показатели, характеризующие эффективность территориальной рекреационной системы, разрабатывать способы оценки эффективности проектирования ТРС.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения рекреационного районирования территории, методами и технологиями проектирования деятельности туристского предприятия, навыками рассчета качественных и количественных показателей состояния проектируемых ТРС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Рекреационная география как научная дисциплина
1.1. Рекреационная география как научная дисциплина Лекции 3 1 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Методология географии. Методы географических исследований. Сам. работа 3 12 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Методы рекреационной географии Лекции 3 1 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации Практические 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные методы исследований: картографический, сравнительный исторический, сравнительный географический, полевых экспедиционных исследований, балансовый, экспертных оценок, математического моделирования, социологические (анкетирование, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение), психологических измерений, физиологических измерений. Практические 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные методы исследований: картографический, сравнительный исторический, сравнительный географический, полевых экспедиционных исследований, балансовый, экспертных оценок, математического моделирования, социологические (анкетирование, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение), психологических измерений, физиологических измерений. Сам. работа 3 12 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Концепция ТРС и современные взгляды на принципы территориальной организации рекреации и туризма
2.1. Концепция ТРС и современные взгляды на принципы территориальной организации рекреации и туризма Лекции 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Современные изменения в мотивах туристско-рекреационной деятельности Сам. работа 3 6 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Природные и культурно-исторические ресурсы как объекты рекреации и туризма Сам. работа 3 6 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Сам. работа 3 8 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Структура ТРС Сам. работа 3 8 ПК-2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Рекреационное природопользование. Рекреационное районирование.
3.1. Туристско-рекреационное районирование. Регионы, зоны, районы их иерархия и типология Практические 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Туристско-рекреационные зоны и районы Азии. Сам. работа 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Туристско-рекреационные зоны и районы Африки. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Туристские зоны и районы Африки Сам. работа 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Туристско-рекреационные районы Австралии и Океании. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Туристские зоны и районы Австралии и Океании Сам. работа 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Туристско-рекреационные районы Северной Америки. Сам. работа 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Туристские зоны и районы Северной Америки Сам. работа 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Туристско-рекреационные районы Латинской Америки Сам. работа 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Туристские зоны и районы Латинской Америки Сам. работа 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Зачет 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география: учебное пособие М.: Флинта: МПСИ, 2009
Л1.2 Н.Ф. Харламова Рекреационная география: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харламова, Н.Ф. Рекреационная география. Ч. 1: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского Университета, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Харламова Н.Ф. Рекреационная география. Ч. 2: методическая Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л3.2 Бондарович А.А., Праздникова Н.Н. География туризма : практикум Типография АГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная публикация «Показатели глобального развития». data.worldbank.org
Э2 Population Reference Bureau Информация о населении мира. prb.org
Э3 Данные по численности населения городов, стран и территорий мира: world-gazetteer.com
Э4 Ростуризм www.russiatourism.ru
Э5 Рекреационная география portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Power Point, Windows Media, MapInfo Professional, Adobe Reader, Microsoft Office Picture Manager
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.