МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гостиничный сервис

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 153
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Ст.преп, Зайцева О.О.;Ст.преп, Игнатенко М.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Гостиничный сервис

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Гостиничный сервис» является сформировать у будущих специалистов теоретические знания и практические навыки, позволяющие анализировать сервис в гостиничном предприятии, историю развития гостиничой сферы, виды гостиничных услуг деятельности, принципы классификации гостиничных предприятий
Задачи:
- изучение теоретических основ гостиничного сервиса
- изучение организационной структуры гостиничного предприятия
-анализ деятельности гостиничного предприятия в зависимости от ассортимента основных и дополнительных услуг

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен организовывать процесс обслуживания потребителей на основе нормативно-правовых актов, с учетом запросов потребителей и применением клиентооринтированных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - исторические предпосылки развития сервиса, современные виды сервисной деятельности, принципы классификации услуг и характеристики, теорию организации обслуживания;
- методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности;
- системный подход в основе исследования сервисной деятельности, интегрированной с системаи экономика, государство, общество, культуры;
- основы рыночной экономики и менеджмента, специфику их применения в сфере сервиса;
- организационные основы и технологии реализации сервисной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1. - провести исследование сервиса как составная часть экономики, государства, общества, культуры;
- оценить взаимоотношения в сервисном взаимодействии как «контактной зоне» и улучшить технологии в обслуживании;
- обосновать технологии реализации сервисной деятельности, качество, безопасность, культура;
- провести анализ современного состояния сервисной деятельности в российской практике;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - терминологией и основными понятиями сервисной деятельности, подходами к классификации сервиса в основе научного анализа;
- методами исследования сервисной деятельности как составная часть экономики, государства, общества, культуры;
- подходом к исследованию взаимоотношений с потребителем в процессе сервисной деятельности и предложению разрешения конфликтных ситуаций;
- разработкой фактора диверсификации сервисной деятельности для устойчивого развития;
- методами сбора информации для оценки сервисной деятельности в российской практике, выявлению проблем и разработкой решений;
- умением обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы организации гостиничного сервиса
1.1. История развития гостиничного хозяйства в России и за рубежом Лекции 5 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.2. История развития гостиничного хозяйства в России и за рубежом Практические 5 2 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.3. Гостиничные предприятия как часть сферы услуг Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.4. Особенности сферы услуг. Гостиничные услуги: основные, дополнительные и сопутствующие. Практические 5 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.6, Л1.2
1.5. Система классификации средств размещения в Российской Федерации Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.6. Требования к номерному фонду гостиниц разных категорий Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.7. Правовое регулирование гостиничной деятельности в Российской Федерации Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.8. Нормативные правовые акты РФ и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти в процессе организации и предоставления гостиничных услуг Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.9. Стандартизация, сертификация и контроль качества услуг в сфере гостеприимства Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.10. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Сам. работа 5 25 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
Раздел 2. Организация и технология работы основных служб гостиницы
2.1. Организация работы основных служб в гостинице Лекции 5 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.2. Особенности организации деятельности службы приема и размещения в гостинице Практические 5 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.3. Особенности организации работы административно-хозяйственной службы в гостинице Практические 5 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.4. Квалификационные требования к персоналу гостиницы Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.5. Стандарты обслуживания гостей в процессе технологического цикла Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.6. Профессиональная этика и этикет в сфере гостиничного сервиса Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.7. Конфликты и способы их разрешения в гостиничном сервисе Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.8. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Сам. работа 5 25 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
Раздел 3. Организация и предоставление дополнительных услуг в гостинице
3.1. Организация и предоставление дополнительных гостиничных услуг Лекции 5 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.2. Организация бытового обслуживания и обслуживания транспортными услугами в гостинице Практические 5 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.3. Предоставление услуг питания в гостинице Практические 5 2 ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.4. Организация оздоровительных услуг в гостинице Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.5. Бизнес центр, его необходимость и предназначение, спектр предоставляемых услуг в гостинице Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.6. Порядок окончательного расчета с проживающими за гостиничные услуги. Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.7. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка к аттестации Сам. работа 5 25 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
Раздел 4. Промежуточная аттестация
4.1. Экзамен Лекции 5 0 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медлик С. , Инграм Х. Гостиничный бизнес: Учебник ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436731
Л1.2 Николенко, П. Г. Организация гостиничного дела : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/517896
Л1.3 Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес: М.: Книжный мир, 2010
Л1.4 Тимохина Т. Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Гаврилова С. В. , Томская А. Г. , Дмитриев А. В. Организация туристического и гостиничного бизнеса: Учебно-методический комплекс ( ЭБС «Университетская библиотека online») Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
Л1.6 Тимохина Т. Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА.: Учебник для прикладного бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л2.2 И. Ю. Ляпина Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 образовательная платформа Юрайт urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
www.duma.gov.ru – официальный сайт Государственной статистики РФ;
Пособия для студентов, используемые при изучении дисциплины:
1.Донскова Л.И. Управление персоналом в туризме «Менеджмент в СКСиТ»: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. (УМО)
2.Донскова Л.И. Рекреационный комплекс в условиях рынка: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 176 с. (УМО)
3.Донскова, Л.И. Сервис как социальный феномен: концепция и технологии управления: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 250 с. (авт. 13 п.л.).
4.Донскова, Л.И. Управление сервисной деятельностью в современных условиях: теория и практика: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 184 с. (авт. 10,4 п.л.).
5.Донскова, Л. И. Финансовый менеджмент в туризме: теория и практика: учебное пособие / Л. И. Донскова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2011. – 171 с.
6.Донскова, Л.И. Методология исследования сервиса: системный анализ»: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 г. – 220 с.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
Подготовка студентов к практическому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.