МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический туризм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Маслова О.М.

Рецензент(ы):
Доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический туризм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Экологического туризм" является формирование у студентов осознания необходимости бережного отношения к природе, сохранения ее в том виде, в каком они ее получили в наследство. Усвоение основных целей и задач экологического туризма способствует развитию природоохранного мировоззрения, позволяющего гармонизировать отношения между экономической выгодой, получаемой от рекреации, экологической безопасностью природных территорий, используемых для отдыха и удовлетворением потребности людей в общении с природой

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В результате освоения курса "Экологический туризм" студенты должны знать: современную концепцию и принципы экологического туризма, виды и формы экологического туризма; роль особо охраняемых территорий в организации экологического туризма; систему экологического законодательства РФ, основные природоохранительные законы, ответственность за экологическое правонарушение; правила организации экологических троп; особенности создания и проведения экологических туров; требования к руководителю ти участникам экологических туров; современное состояние и перспективы развития экологического туризма в России и мире; правовые основы организации экологических троп; категории особо охраняемых природных территорий Российской Федерации; систему экологического законодательства Российской Федерации; методы оценки рекреационной нагрузки на природные системы; основные типы негативного воздействия природного туризма на экосистемы.
3.2.Уметь:
3.2.1.По итогам изучения курса студенты должны уметь: собирать и систеиатизировать информацию, географический материал на район экологического тура; разрабатывать программу экологического тура; выявлять целевые группы посетителей экологических троп; оценивать эколого-туристский потенциал территории; выбирать способ подачи информации на экологических тропах; определять возможный набор и содержание специальных эколого-туристских услуг; применять полученные теоретические знания для решения практических задач, организовать экологический тур, определить целевые группы посетителей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Студент должен иметь навыки разработки маршрута, оборудования, информационного обеспечения экологической тропы; построения карта-схемы и вертикального профиля маршрута экологической тропы; разработки и проведения экологической экскурсии, оформления паспорта экологической тропы, техникой разработки пакета услуг экологического тура, и методами его продвижения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы экологического ткризма
1.1. История возникновения и современная концепция экологического туризма Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.1
1.2. Принципы экологического туризма Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.1
1.3. Экологические проблемы современности Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.1
1.4. Принципы экологического туризма Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1
1.5. Негативное влияние туризмана природные комплексы Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Вклад экотуризма в охрану природы Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Особо охраняемые природные территории
2.1. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1
2.2. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
2.3. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации Сам. работа 1 8 ПК-1 Л1.1
2.4. Система экологического законодательства в Российской федерации Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.1
2.5. Методика функционального зонирования территории национальных парков Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.1
2.6. Структура и функции органов экологического управления в Российской Федерации Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.1
2.7. Система ООПТ Алтайского края Сам. работа 1 8 ПК-1 Л1.1
Раздел 3. Разработка экологических троп
3.1. История возникновения, понятие, классификация экологических троп Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
3.2. История возникновения, понятие, классификация экологических троп Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.1
3.3. Разработка экологических маршрутов Сам. работа 1 14 ПК-1 Л1.1
3.4. Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы Практические 1 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.5. Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы Сам. работа 1 8 ПК-1 Л1.1
Раздел 4. Современное сотояние экологического туризма в России и мире
4.1. Развитие экологического туризма в России Сам. работа 1 8 ПК-1 Л1.1
4.2. Развитие кологического туризма в мире Сам. работа 1 8 ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малыгина Н.В. Экологический туризм: Учебник Прометей, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Ивлиева О.В. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие Издательство Южного федерального университета, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессараб Д.А., Штефан Л.В., Бессараб И.Н. Экологический туризм в зарубежной Европе: пособие для студентов вузов: учебное пособие Минск: Тетралит, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Экологический туризм" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Географический справочник «Страны мира» [Электронный ресурс]. URL: http://geo.historic.ru/
2. Географо-этнографический справочник «Путешествия, страны и народы» [Электронный ресурс]. URL: http://geography.su/
3. Географический справочник «О странах» [Электронный ресурс]. URL: http://ostranah.ru/_lists/regions.php -
4. Всемирная география. [Электронный ресурс] URL: http://worldgeo.ru/
5. Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecosystema.ru/
6. Физическая география материков и океанов [Электронный ресурс]. URL: http://www.geonature.ru/worldgeo/index.htm
7. Русское географическое общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Экологический туризм» практические (семинарские) занятия занимают 63% аудиторной нагрузки. Темы занятий отражают последовательность изучения дисциплины в соответствии с программой. Целью семинарских занятий является формирование базы теоретических знаний по дисциплине, обучению самостоятельного поиска литературы по теме, умения анализировать и сопоставлять точки зрения разных исследователей.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 5-7 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.
Изучение дисциплины требует четкого распределения времени в течение семестра. На первом этапе изучения дисциплины студенту необходимо внимательно изучить УМК и выбрать литературу для подготовки самостоятельной работы и семинарских занятий, а также приготовить материалы необходимые для работы на практических занятиях. При подготовке семинарских занятий, реферата и контрольной по самостоятельной работе следует воспользоваться консультацией преподавателя. Для прохождения консультации студент обязан иметь черновой план работы и библиографический список литературы, с которой он уже познакомился.
Рекомендации по работе с литературой
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по географии населения. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.
Рекомендации по самостоятельной работе студента
Согласно учебному плану на самостоятельную работу студентов отводится 66% общей трудоемкости данной дисциплины. Самостоятельная работа студентов подразделяется на обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем, а также выполнения тестовых заданий.
Задания для самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных предложений и научных идей для подготовки магистерской диссертации, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, обсуждение поставленных вопросов и выступлений. В процессе выполнения самостоятельной работы магистранты должны овладеть следующими навыками:
• Умение ставить и решать конкретные задачи научных и практических исследований для формирования оптимального туристского продукта с использованием современных информационных технологий, отечественного и зарубежного опыта
• Способность использовать современные методы обработки, анализа и интерпретации многоуровневой и разнонаправленной социальной и экономической информации в сфере туризма при проведении исследований
• Умение применять современные методы прогнозирования при формировании тура в сфере туризма
• Способность профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательской работы.
Для самостоятельной работы студентам предлагаются: проработка учебного материала, изучение научной литературы составление таблиц для сравнительного анализа, решение ситуационных задач, разработка программ туров и т.п.