МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреационная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Редькин А.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Рекреационная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся знаний о территориальных закономерностях и особенностях деятельности людей , направленных на восстановление и развитие физических и духовных сил.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности рекреационной географии как научной основы пространственного размещения туристско-рекреационных комплексов. Понятийный аппарат рекреационной географии. Методологию и основные подходы и методы исследований в рекреационной географии, структуру и принципы функционирования территориальных рекреационных систем (ТРС) разного уровня, методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять и анализировать рекреационные ресурсы территории, рассчитывать ее туристско-рекреационный потенциал, а также проводить рекреационное районирование. Рассчитывать качественные и количественные показатели, характеризующие эффективность территориальной рекреационной системы, разрабатывать способы оценки эффективности проектирования ТРС.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения рекреационного районирования территории, методами и технологиями проектирования деятельности туристского предприятия, навыками рассчета качественных и количественных показателей состояния проектируемых ТРС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Рекреационная география как научная дисциплина
1.1. Рекреационная география как научная дисциплина Лекции 3 1 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Методология географии. Методы географических исследований. Сам. работа 3 12 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Методы рекреационной географии Лекции 3 1 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации Практические 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные методы исследований: картографический, сравнительный исторический, сравнительный географический, полевых экспедиционных исследований, балансовый, экспертных оценок, математического моделирования, социологические (анкетирование, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение), психологических измерений, физиологических измерений. Практические 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные методы исследований: картографический, сравнительный исторический, сравнительный географический, полевых экспедиционных исследований, балансовый, экспертных оценок, математического моделирования, социологические (анкетирование, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение), психологических измерений, физиологических измерений. Сам. работа 3 12 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Концепция ТРС и современные взгляды на принципы территориальной организации рекреации и туризма
2.1. Концепция ТРС и современные взгляды на принципы территориальной организации рекреации и туризма Лекции 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Современные изменения в мотивах туристско-рекреационной деятельности Сам. работа 3 3 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Природные и культурно-исторические ресурсы как объекты рекреации и туризма Сам. работа 3 3 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Практические 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Структура ТРС Практические 3 2 ПК-2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Сам. работа 3 6 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Рекреационное природопользование. Рекреационное районирование.
3.1. Туристско-рекреационное районирование. Регионы, зоны, районы их иерархия и типология Практические 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Туристские, районы их иерархия и типология. Лекции 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Туристские зоны и районы Европы. Лекции 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Туристские зоны и районы Зарубежной Европы Лекции 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Туристско-рекреационные зоны и районы Азии. Практические 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Туристские зоны и районы Зарубежной Азии Лекции 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Туристско-рекреационные зоны и районы Африки. Практические 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Туристские зоны и районы Африки Практические 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Туристско-рекреационные районы Австралии и Океании. Практические 3 2 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Туристские зоны и районы Австралии и Океании Сам. работа 3 6 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Туристско-рекреационные районы Северной Америки. Сам. работа 3 12 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Туристские зоны и районы Северной Америки Сам. работа 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Туристско-рекреационные районы Латинской Америки Сам. работа 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Туристские зоны и районы Латинской Америки Сам. работа 3 4 ПК-2 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география: учебное пособие М.: Флинта: МПСИ, 2009
Л1.2 Н.Ф. Харламова Рекреационная география: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харламова, Н.Ф. Рекреационная география. Ч. 1: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского Университета, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Харламова Н.Ф. Рекреационная география. Ч. 2: методическая Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л3.2 Бондарович А.А., Праздникова Н.Н. География туризма : практикум Типография АГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Рекреационная география portal.edu.asu.ru
Э2 Ростуризм www.russiatourism.ru
Э3 Данные по численности населения городов, стран и территорий мира: world-gazetteer.com
Э4 Population Reference Bureau Информация о населении мира. prb.org
Э5 Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная публикация «Показатели глобального развития». data.worldbank.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Power Point, Windows Media, MapInfo Professional, Adobe Reader, Microsoft Office Picture Manager
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.