МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование в туристской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Буравлев Сергей Николаевич

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Отто Ольга Витальевна

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование в туристской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: Формирование у студентов навыков работы с дейтвующими нормативно-правовыми актами в сфере внутреннего и международного туризма.
Задачи курса:
- знать понятие ключевых понятий курса;
- понимать социальное и культурное значение законотворчества в сервисе и туризме;
- знать основные нормативно-правовые акты в сфере туризма и сервиса;
- применять полученные знания в ходе практичеких занятий, преполагающих творческое участие студентов в анализе конкретных ситуаций, возникающих в ходе работы в сфере туризма: организация и лицнзироване турфирмы, разработа маршрутов, заключение договоров, туристие формальности, решение споров в туризме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ОПК-6 Способен применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия гражданского права;
об основах российской правовой системы и законодательства, с учетом социальной политики государства и международного права;
основы правового обеспечения туризма.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в российском законодательстве;
находить необходимые праврвоые документы;
применять полученные теоретические знания об основах правового обеспечения туризма на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.пользования правовыми информационными и консультационными системами ( Консультант+, Гарант);
грамотного составления внутренних правовых документов организации;
использования правовых норм в профессиональной деятельности в области туризма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма
1.1. Введение. Право в системе общественных отношений. Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма. Лекции 4 1 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений Конституции РФ о правах и свободах граждан, характеристика и комментарии. Практические 4 2 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. Изучить положения Конституции РФ о правах и свободах граждан. Дифференцировать личные права и свободы граждан, экономические, политические, социальные. Выбрать те, которые имеют важное значение для сферы сервиса и туризма. Составить таблицу, охарактеризовать права и свободы, прокомментировать свой выбор Сам. работа 4 20 ОПК-6, УК-2 Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Правовое обеспечение туризма на межнациональном уровне.
2.1. Международные организации, действующие в сфере сервиса и туризма. Источники международного права в сфере сервиса и туризма.Законодательство иностранных государств в сфере сервиса и туризма. Международно-правовые формы координации деятельности государств в сфере туризма и путешествий. Лекции 4 1 ОПК-6, УК-2 Л1.2, Л1.1
2.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению правовых документов характеризующие международные организации в сфере туризма и путешествий. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы. Практические 4 2 ОПК-6, УК-2 Л1.2, Л1.1
2.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - ВТО и другие международные туристские организации, их взаимодействие. - Соглашение СНГ. Положения нормативных документов о сотрудничестве в сфере туризма и путешествий. - Шанхайская организация сотрудничества. Положения нормативных документов о сотрудничестве в сфере туризма и путешествий.Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. Изучить положения международных совещаний и соглашений по туризму о правах и свободах граждан. Сравнительная характеристика положений Конституции РФ о правах и свободах граждан и международных документов (Хартия туриста и кодекс туриста). Составить таблицу, охарактеризовать права и свободы, прокомментировать свой выбор. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. Изучить положения правовых документов Евросоюза, охарактеризовать их, прокомментировать: - Право Евросоюза в области сервисных услуг (гостиницы, питание, организация досуга) Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами УФТАА и МГА (1991 г). Со-глашение, Стандартный контракт между отелем и перевозчи¬ком МГА и МСДТ (1994г) - Типовой контракт, под¬лежащий подписанию турагентством и клиентом согласно Ди-рективе ЕЭС № 901314 от 13 мая 1995 г., особенности и практика применения. - Франкфуртская таблица. Применение. Судебная практика Германии в сфере туризма. Сам. работа 4 16 ОПК-6, УК-2
Раздел 3. Раздел 3.Правовое регулирование сервиса и туризма в Российской Федерации.
3.1. Общая характеристика правового регулирования сервиса и туризма в Российской Федерации. Российские национальные администрации в сфере сервиса и туризма.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Основные положения закона. Государственное регулирования туристской деятельности. Права и обязанности туриста.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Реализация туристического продукта. Правовые основы обеспечения безопасности туристов. Международное сотрудничество.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Страхование и валютно-финансовые операции в сфере туризма. Налогообложение. Сам. работа 4 1 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы с целью изучения правовых документов, регламентирующих сферу сервиса и туризма в РФ. Практические 4 2 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме - Ознакомится с основными нормативно-правовыми актами в сфере туризма федерального уровня (Постановления правительства) и дать их оценку по следующим критериям: а) актуальность; б) степень реализации в настоящий момент; в) эффективность; г)возможности развития - Изучить Федеральные программы развития социально-культурного сервиса и туризма и охарактеризовать их эффективность.Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме - Ознакомится с основными положениями Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и дать их оценку. - Сравнительная характеристика положений о правах и свободах граждан: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Конституции РФ, Хартия туриста и кодекс туриста. Составить таблицу, охарактеризовать права и свободы, прокомментировать свой выбор. Рассмотреть проект Федерального закона “О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» и дать свои предложения. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Ознакомится с основными положениями о правовом обеспечении безопасности туристского путешествия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и дать их оценку. Рассмотреть причины внесения изменений и дополнений в ФЗ "Об основах туристической деятельности в РФ", составить хронологическую таблицу, в которой перечислить изменения, указать причину. Разработать пункт «О безопасности на маршрутах» к памятке туриста, путешествуютщему по маршрутам турфирмы, осуществляющей туристскую деятельность во въездном и внутреннем туризме. Сам. работа 4 8 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Правовое регулирование сервисных услуг в Российской Федерации
4.1. Федеральное законодательство в области защиты прав потребителей. Федеральный закон «О защите прав потребителей». Правовое обеспечение сервисных услуг. Гостиничные услуги. Услуги общественного питания. Транспортные услуги.Гражданское законодательство в сфере сервиса и туризма. Гражданско-правовые сделки, их формы, виды и условия действительности.Порядок рассмотрения споров в области сервисных услуг. Сам. работа 4 5 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений российского законодательства в сфере сервисных услуг. Практические 4 2 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. Изучить основные российские правовые нормы и международные правовые рекомендательные нормы, регулирующие перевозки туристов. Выписать основные международные правовые рекомендательные нормы, регулирующие перевозки туристов 1) Воздушным; 2) Железнодорожным; 3) Морским и 4) Автомобильным транспортом. Провести сопоставительный анализ, в какой степени международные рекомендательные нормы нашли отражение в нормативных актах РФ, регулирующих перевозки туристов. Темы докладов 1.Государственная классификация средств размещения в РФ. 2.Правила предоставления гостиничных и туристских услуг в РФ. 3.Правила оказания услуг общественного питания в РФ. 4.Правила перевозок пассажиров и багажа в РФ. Составление проектов договоров. - Самостоятельная работа по составлению агентского договора между туроператором и турагентом. - Самостоятельная работа по составлению договора оказания туристских услуг между турфирмой и туристом. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление проектов договоров. - Самостоятельная работа по составлению приложений к договору. Составление договора о намерениях. Сам. работа 4 5 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Правовое обеспечение сервисной и туристской деятельности на региональном уровне.
5.1. Особенности правового обеспечения сервисной и туристской деятельности на региональном и муниципальном уровне Лекции 4 1 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Посещение Управления по туризму АК, встреча с представителями туристской администрации Алтайского края. Функции региональной администрации по туризму. Правовые документы – Положения об Управлении, Положения о региональных проектов. Механизм их принятия. Встреча с представителями туристического бизнеса АК. Сам. работа 4 2 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. Изучить правовые документы регламентирующие сферу туризма и путешествий в Алтайском крае и Республике Алтай. Законы Алтайского края: - О туризме в Алтайском крае. - «Об особоохраняемых природных территориях» - О поддержке малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» - Закон Республики Алтай «О туризме и рекреационном природопользовании в Республике Алтай» - Постановления и распоряжения Администраций городов Алтайского края о развитии предприятий гостиничного комплекса, автотранспортных услуг, музейно- экскурсионного туризма, использовании природных ресурсов для культурно-оздоровительных, туристских и сервисных организаций. Сам. работа 4 5 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Раздел 6. Правовое обеспечение деятельности организации в сфере туризма
6.1. Правовые документы организации. Разработка и внедрение нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере сервиса и туризма. Оказание правовых и консалтинговых услуг в туристской и сервисной деятельности Лекции 4 1 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Обсуждение документов, деловая игра. Правовые регламентирующие документы туристической фирмы. - Организация турфирмы. Процесс государственной регистрация организации работающей в сфере туристской индустрии. Перечень документов. Требования государственных и муниципальных органов по регистрации организации. Регистрация индивидуальных предпринимателей. Деловая игра «Организация туристической фирмы». Студенты делятся на группы из 4 человек и начинают разработку проекта необходимых документов для создания собственной фирмы в несколько этапов. А) проведение учредительного собрания с выбором правовой формы предприятия (составление протокола собрания учредителей и Устава); Б) обсуждение и анализ типовых документов, и самостоятельное составление документов необходимых для госрегистрации и лицензирования; В) Постановка на учет в соответствующих организациях. Самостоятельная работа по изучению и разработке внутренних нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере туристской индустрии. регулировании туристской индустрии в РФ». – Разработка и внедрение внутренних нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере туристской индустрии. Приказы и распоряжения по организации. Составление проектов приказов и распоряжений Сам. работа 4 15 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Приоритеты безопасности туризма Разработка и внедрение нормативной документацию по безопасности и качеству туристского продукта. Рассмотреть особенности туризма с точки зрения организации безопасности. 1. Разработать программу предупреждения воздействия вредных факторов в туризме для организации, осуществляющей туристскую деятельность во въездном и внутреннем туризме - Ознакомится с особенностями правовых консалтинговых услуг в туризме. Принять участие в работе «Алтайской ярмарки». Встреча с менеджерами по организации и проведению, ярмарок, выставок, конференций, тренингов и семинаров. Сам. работа 4 15 ОПК-6, УК-2 Л2.1, Л2.2
6.4. Зачет 4 4 ОПК-6, УК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.Н. Братановский, М.С. Братановская, С.А. Кочерга Правовое регулирование туризма в Российской Федерации: учебное пособие М.: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Братановский С. Н., Братановская М. С., Кочерга С. А. Правовое регулирование туризма в Российской Федерации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О защите прав потребителей: закон Рос. Федерации № 2300-I М.: Проспект, 2011
Л2.2 Гражданский кодекс Российской Федерации: [части первая, вторая, третья и четвертая]: по состоянию на 25 сентября 2012 г. М.: [Проспект], 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Правовое регулирование в СКСиТ. Туризм. Очное отделение." portal.edu.asu.ru
Э2 ФЗ Об основах ТД www.consultant.ru
Э3 Гражданский кодекс РФ www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office, Excel, PowerPoint+ выход в Internet.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Поисковые справочные системы Гарант, Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
При изучении курса «Правовое обеспечение социо-культурного сервиса и туризма»
семинарские занятия проводятся логически продолжают работу, начатую на лекции. Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Разнообразие семинарских занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.
План семинарских занятий состоит из названия изучаемого раздела, темы. По каждой теме предусмотрены примерные темы для докладов.
В рабочей программе приводится список литературы и других источников, имеющихся в библиотеке университета. Одной из задач самостоятельной работы является поиск необходимых по теме источников. Поэтому студентам предлагается самостоятельно выполнить поиск. Студенты могут пользоваться в дополнение к рекомендуемому перечню, литературой и источниками периодической печати. Не исключено и использование материалов, найденных студентами в Интернет.
Навыки по практическому применению правовых знаний и умений приобретаются первоначально студентами на практических занятиях под руководством преподавателя и дискуссионном обсуждении с другими студентами, а также в работе студенческих клубов, на конференциях, форумах, в процессе самостоятельного общения с членами общественных организаций, будущими работодателями.
Результатом практической работы наиболее инициативных студентов могут служить подготовленные и представленные на «суд» студенческой группы выступления и доклады, рефераты и статьи в студенческие сборники.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Семинарские занятия способствуют развитию у студентов творческого профессионального мышления, познавательной мотивации, овладения понятийным аппаратом соответствующей науки, умению решать интеллектуальные проблемы и задачи, опровергать и отстаивать свою точку зрения.
В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:
Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Форма семинарских занятий:
развернутая беседа по заранее известному плану;
небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают вдруг в друга. Выступления в беседе – уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.
Семинар – это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Обязательными атрибутами семинара являются сотрудничество и взаимопомощь, интеллектуальная активность, заинтересованность каждого студента в достижении общей цели семинара, коллективное принятие выводов и решений.
На семинаре осуществляется диалог, в процессе которого обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию.
Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научиться культуре общения и взаимодействия.
Существует особая форма семинарских занятий, семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.
Работа на семинарских занятиях включает в себя:
• выступление на семинарских занятиях;
• реферат (с защитой);
• рецензирование студентом реферата;
• тестирование;
• контрольные самостоятельные работы.
В чем заключается подготовительная работа участников семинара? Самостоятельно составляется библиография (список литературы) к выбранной теме или используется рекомендованный преподавателем. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, умело использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.
Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ОБ УСТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
1. Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
2. Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.
3. Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.
4. Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
5. Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.
6. Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.
7. Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию. Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.
ПОМНИТЕ: по вашей речи судят о вас, о вашей культуре!
И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (10-15 минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута. Одним из основных моментов при подготовке к семинарскому занятию является умело построенная работа с библиографией.
К цитированию прибегают в следующих основных случаях: для подтверждения своей собственной мысли, а также для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова.
Попробуйте выступить на собрании, не обдумав заранее плана своего выступления, то есть, не определив того, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить, - и вас постигнет неудача. Но и одного плана для успешного выступления в большинстве случаев мало. То, что вы хотите донести до слушателей, вам нужно обдумать, затем кратко и четко сформулировать основные положения вашего будущего высказывания. Проделав это, вы получите тезисы вашего выступления. Теперь вам будет намного легче выступать.
Таким образом, тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем выступлении. Как и в плане, вторая мысль должна вытекать (следовать) из первой, третья из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты. Конспект, так же как и тезисы, - разновидность сжатого изложения, и к нему предъявляются те же требования, что и к сжатому изложению.
Рецензия содержит анализ и оценку выступления, реферата, доклада т.д. Автор рецензии стремится не только высказать свое отношение, но и обосновать его, анализируя достоинства и недостатки, особенности построения и серьезный анализ с самостоятельными обобщениями и выводами (оценкой) т.п.
Рецензия развивает самостоятельное мышление, учит точно и ярко высказывать свои мысли, впечатления, чувства, обоснованно говорить об интересных и важных проблемах.
При изучении какой-либо темы, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование), например: углубленное (комментированное) чтение произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения, или творческие работы разного характера... Это – аналитическое исследование, цель которого – глубже, полнее узнать материал, раскрыть ту или иную тему.