МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология в туристской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав.кафедрой соц. психол., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология в туристской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать психологические знания и умения, необходимые для профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Аспекты психологии управления в туризме, психологию менеджеров туризма, взаимоотношения менеджера с клиентами, сотрудниками, партнерами по бизнесу;
Роль психических процессов в выборе туристом маршрута в зависимости от возрастных, характерологических особенностей личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Диагностировать и прогнозировать состояния людей, программировать процесс управления с учетом индивидуальных особенностей личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Организацией исполнения решения на основе знаний психологической науки и специфики туристской отрасли.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология личности
1.1. Индивид. Индивидуальность. Личность. Темперамент. Характер Лекции 4 4 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Самосознание. Самооценка. Воля Практические 4 6 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Жизненный путь личности Сам. работа 4 8 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Человек как субъект деятельности
2.1. Активность. Поведение. Деятельность Лекции 4 2 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Потребности. Мотив. Мотивация Практические 4 6 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Сознание Сам. работа 4 8 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Человек как субъект познания
3.1. Высшие психические функции Лекции 4 2 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Восприятие. Иллюзии. Внимание. Память. Воображение Практические 4 6 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Мышление Сам. работа 4 7 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Психология коллектива. Туристская группа
4.1. Психология общения в туристской группе Лекции 4 2 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Воздействие и конфликты Практические 4 6 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Воздействие и конфликты Сам. работа 4 8 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Психология управления в туризме
5.1. Психологическая тактика руководства туристской группой Лекции 4 4 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Руководителю о работе с людьми Практические 4 4 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. О развитии и совершенствовании навыков общения Сам. работа 4 8 УК-5, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина Психология общения: учеб. пособие СПб.: Питер, 2012
Л1.2 А. М. Руденко Психология: учеб. для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьев, Алексей Николаевич Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие М. : Академия, 2004
Л2.2 Самосознание и защитные механизмы личности: Самара: БАХРАХ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология в туристской деятельности Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология в туристской деятельности ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология в туристской деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.