МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преподаватель, И.В. Демин

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева

Рабочая программа дисциплины
Философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику философии как способа познания и духовного освоения мира;
- основные философские категории и специфику их понимания в различных исторических типах философии и авторских подходах
- ключевые философские проблемы и методы их исследования;
- основные направления и проблематику современной философии;
- круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- выявлять практическую ценность определенных философских положений и основания, на которых строится философская концепция или система;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Метафилософия. Основные проблемы онтологии и теории познания.
1.1. Предмет и специфика философии. Место философии в культуре. Лекции 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Предмет и специфика философии. Место философии в культуре. Практические 4 3 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Предмет и специфика философии. Место философии в культуре. Сам. работа 4 10 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.4. Общая онтология. Материализм и идеализм. Лекции 4 4 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.5. Общая онтология. Материализм и идеализм. Сам. работа 4 6 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.6. Проблема бытия в философии. Практические 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.7. Детерминизм и диалектика. Лекции 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.8. Детерминизм и диалектика. Сам. работа 4 6 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.9. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Проблема объективности истины. Проблема иррационального в познании. Лекции 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.10. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Проблема объективности истины. Проблема иррационального в познании. Сам. работа 4 10 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.11. Метод познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Практические 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Философская антропология и социальная философия.
2.1. Человек как объект изучения философской антропологии. Проблема сущности человека в классической философии: натуралистическая, биосоциальная, идеалистическая и религиозно-мистическая теории. Основные свойства человеческого бытия. Лекции 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Человек как объект изучения философской антропологии. Проблема сущности человека в классической философии: натуралистическая, биосоциальная, идеалистическая и религиозно-мистическая теории. Основные свойства человеческого бытия. Сам. работа 4 10 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.3. Образы человека в западной философской антропологии. Практические 4 3 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.4. Антропология экзистенциализма. Лекции 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.5. Антропология экзистенциализма. Генезис и общая характеристика экзистенциализма. Человек как бытие-в-мире и экзистенция. Аутентичное существование и неаутентичное существование («забвение бытия»). Экзистенциалы и «забегание в смерть». Проблема смысла жизни в экзистенциальной философии. Сам. работа 4 4 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.6. Атеистический экзистенциализм (А. Камю и Ж.-П. Сартр). Практические 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.7. Социально-философские теории: индивидуализм, либерализм, коллективизм, консерватизм, социализм. Лекции 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.8. Социально-философские теории: индивидуализм, либерализм, коллективизм, консерватизм, социализм. Сам. работа 4 10 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.9. Проблема свободы индивида в обществе с позиции гуманистического психоанализа Э. Фромма. Практические 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.10. Философия истории. Унитарно-стадиальный подход к истории и его версии (Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс). Особенности плюрально-циклического (цивилизационного) подхода к истории. Лекции 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.11. Философия истории. Унитарно-стадиальный подход к истории и его версии (Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс). Особенности плюрально-циклического (цивилизационного) подхода к истории. Сам. работа 4 6 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.12. Омассовление общества в философии Х. Ортеги-и-Гассета. Практические 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.13. Феномены современной социальной реальности. Лекции 4 2 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.14. Феномены современной социальной реальности. Глобализация и глобализм. Механизмы глобализации. «Глобальная деревня» М. Маклюэна. Влияние глобализации на национально-государственную идентичность. Информатизация и цифровизация. Теории информационного (постиндустриального) общества (Д. Белл, Э. Тоффлер). Социально-философские аспекты виртуальной реальности (Ж. Бодрийяр и др.). Потребление. Массовость. Сам. работа 4 10 УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт,, 2021 https://urait.ru/book/filosofiya-475529
Л1.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/book/filosofiya-472382
Л1.3 Светлов, В. А. Философия : учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/453120
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л2.2 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». http://platonanet.org.ua/
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». http://vphil.ru/
Э3 3. Библиотека по философии. http://lib.ru/FILOSOF/
Э4 4. Сайт «Философы древности». http://www.philosoma.ru/
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» http://www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э9 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE http://www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э12 Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru
Э13 Философия 2020-2021 учебный год https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6462
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе практических занятий:
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая учитывается при проведении зачета.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на зачете:
Студент может сдать зачет либо по итогам практических занятий, либо по вопросам к зачету.
По итогам практических занятий, студент может по 4-бальной шкале оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено».
По вопросам к зачету. В вопросы к зачету включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 30-35 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено», либо «неудовлетворительно», что соответствует оценке «не зачтено».