Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.01. Сервис |
Профиль | Социально-культурный сервис и туризм |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_03_01_С-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
1.1. | Цель дисциплины «Информационно-коммуникативные и ГИС-технологии в туризме» является овладение теорией и практикой применения информационно-коммуникативных и ГИС-технологии в туристской отрасли. Задачи дисциплины: - Ознакомить студентов с основными понятиями и определениями\и информационных и геоинформационных технологий: информатизаций и компьютеризация туристской деятельности, пространственные данные, сбор и обработка геоданных о туризме, получение, распространение и визуализация информации о туризме; - Изучить возможности использования геосервисов и геопорталов в туризме как средство коммуникации и как инструмент получения пространственной аналитики; - Сформировать у студентов стройную систему представлений об использовании и внедрении геоинформационных технологий в туриндустрии; - Добиться глубокого понимания студентами необходимости разработки и продвижения инноваций в области геопространственного анализа, а также в использовании технологий, связанных с цифровой картографией, ориентацией в пространстве и самостоятельном планировании маршрутов; - Обучить студентов базовым навыкам создания и использования ГИС-проектов на основе собранных данных, методам анализа интерпретации собранных сведений; - Обучить студентов базовым приемам и функционалу геоинформационных систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о состоянии и возможностях использования ГИС-технологий при решении научно-практических задач; - основы геоинформатики и информационно-коммуникационных технологий применительно к туриндустрии; - содержание этапов процесса разработки и использования настольных и web-интегрированных геоинформационных систем; - место и роль ГИС-технологий в управления потоками пространственных данных для принятия решений; - роль и значение информационных и геоинформационных технологий при мониторинге и анализе развития туристского рынка; - содержание и функционал базового инструментария геоинформационных систем при решении задач (составлении туристских карт, оценке аттрактивности территорий, моделировании туристско-рекреационного потенциала). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - формулировать научно-технические и практические задачи, предусматривающие использование информационных и геоинформационных технологий; - формулировать необходимые требования к способам интерпретации собранных и обработанных данных при построении стратегий, планов и программ развития туризма на разных иерархических уровнях; - выявлять и анализировать проблемы с использованием функционала ГИС и средств визуализации и анализа геоданных; - находить пути и методы решения проблем развития туризма на основе комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала территорий; - принимать гибкие и разнообразные механизмы и решения на региональном и местном уровнях на основе анализа данных об имеющихся предпочтениях и возможностях территорий разного уровня. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - иметь навыки разработки и внедрения инновационных информационно-коммуникативных и ГИС-технологий при решении задач оценки, мониторинга и принятия решений для развития туризма; - технологий получения, обработки, анализа и интерпретации информации и данных пространственного характера в целях получения объективной информации о состоянии отрасли и природных ресурсов, с одной стороны, и имеющегося потенциала территории – с другой. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики. | ||||||
1.1. | Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики. | Лекции | 3 | 2 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Введение в ГИС. Работа с таблицами. | Практические | 3 | 7 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики. | Сам. работа | 3 | 9 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Базовые положения геоинформатики. ГИС в научно-практической деятельности. | ||||||
2.1. | Базовые положения геоинформатики. ГИС в научно-практической деятельности. | Лекции | 3 | 2 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Создание проектов в ГИС. | Практические | 3 | 7 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Базовые положения геоинформатики. ГИС в научно-практической деятельности. | Сам. работа | 3 | 9 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Геоинформационные системы: понятия, структура и функционал ГИС. | ||||||
3.1. | Геоинформационные системы: понятия, структура и функционал ГИС. | Лекции | 3 | 2 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Работа с растровыми файлами. | Практические | 3 | 7 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Геоинформационные системы: понятия, структура и функционал ГИС. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации. | ||||||
4.1. | Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации. | Лекции | 3 | 2 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Разработка интерактивной туристской карты средствами ГИС MapInfo Professional. | Практические | 3 | 7 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации. | Сам. работа | 3 | 9 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Технология обработки данных в геоинформационных системах. | ||||||
5.1. | Технология обработки данных в геоинформационных системах. | Лекции | 3 | 2 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Технология обработки данных в геоинформационных системах. | Сам. работа | 3 | 9 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Технология создания и обработки цифровых моделей местности и рельефа (ЦММ, ЦМР). | ||||||
6.1. | Технология создания и обработки цифровых моделей местности и рельефа (ЦММ, ЦМР). | Лекции | 3 | 2 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Инфраструктура пространственных данных: концепция и этапы внедрения. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 7. Цифровизация и ГИС. | ||||||
7.1. | Цифровизация и ГИС. | Лекции | 3 | 2 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
7.2. | Структурно-функциональные особенности туристских ГИС. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О.И. Жуковский | Геоинформационные системы: учебное пособие | Томск: Эль Контент, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О. П. Новожилов | Информатика : учеб. пособие для бакалавров | М. : Юрайт, 2014 | |
Л2.2 | Зеливянская О.Е. | Геоинформационные системы: лабораторный практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | GIS-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование | gis-lab.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций. 2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) 4. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» не предусмотрены. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» не предусмотрены. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |