МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. геогр. наук, Зав.кафедрой, Крупочкин Евгений Петрович

Рецензент(ы):
канд. геогр. наук, Доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Информационно-коммуникативные и ГИС-технологии в туризме» является овладение теорией и практикой применения информационно-коммуникативных и ГИС-технологии в туристской отрасли.
Задачи дисциплины: - Ознакомить студентов с основными понятиями и определениями\и информационных и геоинформационных технологий: информатизаций и компьютеризация туристской деятельности, пространственные данные, сбор и обработка геоданных о туризме, получение, распространение и визуализация информации о туризме; - Изучить возможности использования геосервисов и геопорталов в туризме как средство коммуникации и как инструмент получения пространственной аналитики; - Сформировать у студентов стройную систему представлений об использовании и внедрении геоинформационных технологий в туриндустрии; - Добиться глубокого понимания студентами необходимости разработки и продвижения инноваций в области геопространственного анализа, а также в использовании технологий, связанных с цифровой картографией, ориентацией в пространстве и самостоятельном планировании маршрутов; - Обучить студентов базовым навыкам создания и использования ГИС-проектов на основе собранных данных, методам анализа интерпретации собранных сведений; - Обучить студентов базовым приемам и функционалу геоинформационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о состоянии и возможностях использования ГИС-технологий при решении научно-практических задач;
- основы геоинформатики и информационно-коммуникационных технологий применительно к туриндустрии;
- содержание этапов процесса разработки и использования настольных и web-интегрированных геоинформационных систем;
- место и роль ГИС-технологий в управления потоками пространственных данных для принятия решений;
- роль и значение информационных и геоинформационных технологий при мониторинге и анализе развития туристского рынка;
- содержание и функционал базового инструментария геоинформационных систем при решении задач (составлении туристских карт, оценке аттрактивности территорий, моделировании туристско-рекреационного потенциала).
3.2.Уметь:
3.2.1.- формулировать научно-технические и практические задачи, предусматривающие использование информационных и геоинформационных технологий;
- формулировать необходимые требования к способам интерпретации собранных и обработанных данных при построении стратегий, планов и программ развития туризма на разных иерархических уровнях;
- выявлять и анализировать проблемы с использованием функционала ГИС и средств визуализации и анализа геоданных;
- находить пути и методы решения проблем развития туризма на основе комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала территорий;
- принимать гибкие и разнообразные механизмы и решения на региональном и местном уровнях на основе анализа данных об имеющихся предпочтениях и возможностях территорий разного уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- иметь навыки разработки и внедрения инновационных информационно-коммуникативных и ГИС-технологий при решении задач оценки, мониторинга и принятия решений для развития туризма;
- технологий получения, обработки, анализа и интерпретации информации и данных пространственного характера в целях получения объективной информации о состоянии отрасли и природных ресурсов, с одной стороны, и имеющегося потенциала территории – с другой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики.
1.1. Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики. Лекции 3 2 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Введение в ГИС. Работа с таблицами. Практические 3 7 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики. Сам. работа 3 9 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Базовые положения геоинформатики. ГИС в научно-практической деятельности.
2.1. Базовые положения геоинформатики. ГИС в научно-практической деятельности. Лекции 3 2 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Создание проектов в ГИС. Практические 3 7 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Базовые положения геоинформатики. ГИС в научно-практической деятельности. Сам. работа 3 9 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Геоинформационные системы: понятия, структура и функционал ГИС.
3.1. Геоинформационные системы: понятия, структура и функционал ГИС. Лекции 3 2 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Работа с растровыми файлами. Практические 3 7 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Геоинформационные системы: понятия, структура и функционал ГИС. Сам. работа 3 10 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации.
4.1. Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации. Лекции 3 2 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Разработка интерактивной туристской карты средствами ГИС MapInfo Professional. Практические 3 7 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации. Сам. работа 3 9 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Технология обработки данных в геоинформационных системах.
5.1. Технология обработки данных в геоинформационных системах. Лекции 3 2 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Технология обработки данных в геоинформационных системах. Сам. работа 3 9 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Технология создания и обработки цифровых моделей местности и рельефа (ЦММ, ЦМР).
6.1. Технология создания и обработки цифровых моделей местности и рельефа (ЦММ, ЦМР). Лекции 3 2 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Инфраструктура пространственных данных: концепция и этапы внедрения. Сам. работа 3 10 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Цифровизация и ГИС.
7.1. Цифровизация и ГИС. Лекции 3 2 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Структурно-функциональные особенности туристских ГИС. Сам. работа 3 10 УК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. П. Новожилов Информатика : учеб. пособие для бакалавров М. : Юрайт, 2014
Л2.2 Зеливянская О.Е. Геоинформационные системы: лабораторный практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» portal.edu.asu.ru
Э2 GIS-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование gis-lab.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.