Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z09_03_03_ПИвД-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | - сформировать теоретические знания и практические навыки записи экономико-математических моделей и научить решать задачи для определения оптимальных управленческих решений; - научить решать экономические задачи, которые корректно можно описать математической моделью с целью получения оптимального решения; - научить выявлять оптимальный способ действия при решении организационно-управленческих задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
ОПК-1 | Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности; |
ОПК-6 | Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные подходы применения оптиммизационных методов в профессиональной деятельности; системный подход моделирования проблемных ситуаций. Основные подходы применения экономико-математических методов в профессиональной деятельности. Современные математические методы и модели стандартных экономических задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать математические методы как основу для моделирования, прогнозирования и оптимизации экономических процессов. Применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Основными математическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач и оптимизации экономических процессов. Методами формулировки рекомендаций и управленческих решений, обоснованных математическими расчетами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в исследование операций и методы оптимизации | ||||||
1.1. | Ведение в исследование операций: Основные понятия. Математические модели исследования операций. Методология исследования операций. Основные понятия теории принятия решений. | Лекции | 4 | 0,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Задачи линейного программирования | ||||||
2.1. | Математическое программирование. Постановка общей задачи линейного программирования: прямая и двойственная. Методы решения: метод полного перебора решений, графический метод, симплекс-метод. Анализ задачи линейного программирования на чувствительность. Примеры. | Лекции | 4 | 2,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | ЗЛП. Постановка прямой задачи линейного программирования | Практические | 4 | 1,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | ЗЛП. Постановка двойственной задачи линейного программирования | Практические | 4 | 0,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | ЗЛП. Графический метод решения задачи линейного программирования | Практические | 4 | 0,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | ЗЛП. Симплекс-метод решения задачи линейного программирования | Практические | 4 | 0,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок. Экономическая интерпретация прямой и двойственной ЗЛП. Особые случаи применения симплекс-метода для решения ЗЛП. | Сам. работа | 4 | 20 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Задачи целочисленного линейного программирования | ||||||
3.1. | Задачи целочисленного линейного программирования: основные понятия, постановка, примеры задач, методы решения. Задача коммивояжера. Метод ветвей и границ. Примеры. | Лекции | 4 | 1 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | ЗЦЛП. Решение задачи коммивояжера | Практические | 4 | 0,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | ЗЛП. Решение ЗЦЛП методом ветвей и границ | Практические | 4 | 0,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Примеры использования ЗЦЛП. В прикладной области. Методы решения ЗЦЛП (метод отсекающих плоскостей). | Сам. работа | 4 | 20 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Задачи принятия решений в условиях риска и неопределенности | ||||||
4.1. | Принятие решений в условиях определенности, риска и неопределенности: основные понятия, критерии принятия решений (критерий ожидаемого значения, критерии Лапласа, Сэвиджа, Гурвица). Примеры. | Лекции | 4 | 1 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Задачи принятия решений в условиях риска. | Практические | 4 | 0,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Задачи принятия решений в условиях неопределенности. | Практические | 4 | 0,5 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Критерии принятия решений в условиях риска и неопределенности (минимаксный, байесовский и пр.) | Сам. работа | 4 | 20 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Основы теории игр | ||||||
5.1. | Основные понятия теории игр. Основы теории антагонистических игр. Решение игры в чистых и смешанных стратегиях. | Лекции | 4 | 1 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Теория игр. Решение матричной игры в чистых и смешанных стратегиях. | Практические | 4 | 1 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Применение теории игр к решению задач прикладного характера | Сам. работа | 4 | 12 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 4 | 20 | УК-2, ОПК-1, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шапкин А. С., Шапкин В. А. | Математические методы и модели исследования операций: учебник | М.: Дашков и К°, 2019 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ловянников Д. Г., Глазкова И. Ю. | Исследование операций: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Ставрополь: СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | "Исследование операций и методы оптимизации" страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Приложения MS Offie: - Windows, - MS Word, - MS Excel. Веб-браузер 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ [Электронный ресурс]: http://portal.edu.asu.ru 2. Издательство «Лань» - электронно-библиотечная система [Электронный ресурс]: http://e.lanbook.com 3. Издательство МЦНМО. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования [Электронный ресурс]: www.mccme.ru/free-books 4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]: www.math.ru/lib 5. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru 6. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru 7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания; - усвоить содержание ключевых понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические индивидуальные задания. Самостоятельная работа: - Поиск ответов на вопросы для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю в день консультаций. Итоговый контроль: - Для подготовки к зачету/экзамену необходимо взять перечень примерных вопросов у преподавателя/методиста кафедры. - В списке вопросов выделить те, которые были рассмотрены на лекциях, практических занятиях, и вопросы для самостоятельной работы. Для более детального изучения следует использовать рекомендуемую литературу. |