МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ и диагностика кризисного состояния организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Анализ и диагностика кризисного состояния организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю., канд.экон.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., канд.экон.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов комплекса знаний, умений и навыков в области анализа и диагностики кризисного состояния организации, и их применении в управлении организацией.
Задачи курса:
– приобретение студентами базисных знаний о методах диагностики кризисного состояния предприятия, причинах возникновения кризисного финансового состояния и направлениях обеспечения устойчивого развития организации;
– формирование системного представления о взаимосвязи различных методов диагностики кризисного состояния организации;
– приобретение практических навыков и умений, необходимых для проведения диагностики состояния организации и определения уровня его финансово-экономической устойчивости.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
ПК-15 умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы диагностики кризисного состояния организации;
Инструменты количественного и качественного анализа информации и их применение в диагностике кризисного состояния организации;
Основы построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей и способы их адаптации к конкретным задачам управления.
Процесс анализа рыночных и специфических рисков в диагностике кризисного состояния организации;
Инструменты и методы оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности
Процесс формирования новых бизнес моделей.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить диагностику кризисного состояния организации и применять ее результаты в управлении организацией;
Применять методы количественного и качественного анализа в диагностике кризиса;
Строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели и адаптировать их к конкретным задачам управления;
Проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании;
Оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет:
Навыками диагностики кризисного состояния организации;умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании;
навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления;
способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы диагностики кризисного состояния организации.
1.1. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.Диагностика в системе управления организацией. Лекции 3 1 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.Диагностика в системе управления организацией. Практические 3 1 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.3. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.Диагностика в системе управления организацией. Сам. работа 3 17 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Методы диагностики кризисного состояния предприятия
2.1. Экспресс-диагностика.Методы рейтинговой оценки. Лекции 3 1 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Экспресс-диагностика.Методы рейтинговой оценки. Практические 3 1 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Экспресс-диагностика.Методы рейтинговой оценки. Сам. работа 3 18 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Количественный и качественный анализ в диагностике кризисного состояния. Лекции 3 1 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.5. Количественный и качественный анализ в диагностике кризисного состояния. Практические 3 1 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.6. Количественный и качественный анализ в диагностике кризисного состояния. Сам. работа 3 18 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Комплексные подходы к диагностики кризисного состояния
3.1. Комплексная диагностика. Факторы и причины кризиса. Лекции 3 1 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Комплексная диагностика. Факторы и причины кризиса. Практические 3 1 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Комплексная диагностика. Факторы и причины кризиса. Сам. работа 3 18 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.4. Финансовые и бизнес-модели. Прогнозирование банкротства Лекции 3 0 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Финансовые и бизнес-модели. Прогнозирование банкротства Практические 3 0 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Финансовые и бизнес-модели. Прогнозирование банкротства Сам. работа 3 20 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.7. Экзамен 3 9 ПК-10, ПК-17, ПК-15 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Якимова В. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Методическая литература Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Кулагина Н. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. : Практикум : учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A0148182-B1AD-4B49-BA07-FF7961C25006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Ю. Рудакова, А. А. Бежовец Антикризисное управление : учеб. пособие АлтГУ, 2015
Л2.2 Якимова В. А. Практикум по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Беляков Н. С. Прогнозирование финансового состояния и диагностика банкротства: практическое пособие из университетской библиотеки "online" Университетская библиотека: Онлайн, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Антикризисное управление" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.