МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антикризисное управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.э.н, доцент, Бежовец Андрей Александрович;к.э.н, доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Антикризисное управление

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – дать комплекс знаний и практических навыков о методах и процедурах антикризисного управления в сложных экономических условиях, в условиях рыночной нестабильности на основе, прежде всего, накопленного в России опыта, а также результатов зарубежной практики в данной сфере.
Задачи:
- овладение теорией и методикой антикризисного управления и реструктуризации предприятий;
- ознакомление с процедурами проведения банкротства, практикой их проведения на российских предприятиях;
- изучение подходов к диагностике состояния предприятия;
- изучение типовых процедур оздоровления предприятия и приобретение навыков их применения в нестандартных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические положения курса;
инструменты и методы антикризисного управления;
-об основных категориях, понятиях и определениях курса;
- о причинах, факторах и видах кризиса, стадиях протекания, способах их идентификации и управления;
-о сущности и содержании основных процедур антикризисного управления, в том числе в период проведения процедур банкротства;
о возможности применения количественного и качественного анализа при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам антикризисного управления
о возможности применения финансового и управленческого учета при принятии антикризисных управленческих решений
о возможности применения результатов анализа рыночных и специфических рисков в решении задач антикризисного управления
об управлении финансовыми ресурсами организации на различных стадиях кризисного процесса;
методический инструментарий реализации управленческих решений в области функционального менеджмента
-об инструментах и методах оценки условий осуществления предпринимательской деятельности;
- об инструментах маркетинга и стратегического управления и возможностях их применения в процессе выявления новых рыночных возможностей и формирования бизнес-моделей в антикризисном управлении организацией;
3.2.Уметь:
3.2.1.провести сравнительный анализ теоретических положений в области антикризисного управления;
применять инструменты и методы антикризисного управления в решении конкретных ситуационных задач;
применять методы количественного и качественного анализа при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам антикризисного управления
применять основные принципы и стандарты финансового учета в антикризисном управлении организацией
применять результаты анализа рыночных и специфических рисков для принятия антикризисных управленческих решений
-определить характер и причину кризиса конкретного предприятия;
-исследовать состояние предприятия на основе признаков банкротства;
-выбрать оптимальный путь для проведения антикризисных процедур;
-оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
- выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.экономическим стилем мышления;
навыками применения полученных знаний и умений по курсу на практике;
навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
навыками управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета при решении антикризисных задач
навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
-способностью применять инструменты и методы оценки условий осуществления предпринимательской деятельности;
- способностью применять инструменты маркетинга и стратегического управления в процессе выявления новых рыночных возможностей и формирования бизнес-моделей в антикризисном управлении организацией

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы антикризисного управления организацией
1.1. Антикризисное управление: понятие, виды, цели задачи. Антикризисное регулирование Лекции 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Антикризисное управление: понятие, виды, цели задачи. Антикризисное регулирование Практические 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Антикризисное управление: понятие, виды, цели задачи. Антикризисное регулирование Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Российский механизм банкротства
2.1. Бизнес-планирование и диагностика в процедурах банкротства Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Бизнес-планирование и диагностика в процедурах банкротства Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Бизнес-планирование и диагностика в процедурах банкротства Сам. работа 7 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Государственное регулирование отношений несостоятельности Лекции 7 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Государственное регулирование отношений несостоятельности Практические 7 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Государственное регулирование отношений несостоятельности Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Разработка и реализация антикризисных мероприятий
3.1. Стратегия и тактика в антикризисном управлении Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Стратегия и тактика в антикризисном управлении Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Стратегия и тактика в антикризисном управлении Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Антикризисная финансовая политика Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Антикризисная финансовая политика Практические 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Антикризисная финансовая политика Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Маркетинг в антикризисном менеджменте Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Маркетинг в антикризисном менеджменте Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.9. Маркетинг в антикризисном менеджменте Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.10. Антикризисное управление персоналом организации Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.11. Антикризисное управление персоналом организации Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.12. Антикризисное управление персоналом организации Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.А. Беляев, Э.М. Коротков Антикризисное управление : учебник Юнити-Дана, 11.05.2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Ю. Рудакова, А. А. Бежовец Антикризисное управление : учеб. пособие АлтГУ, 2015
Л2.2 Гореликов, К.А. Антикризисное управление: Учебник. [Электронный ресурс] Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве www.fedresurs.ru
Э2 Российский антикризисный ресурс www.crisis.ru
Э3 Всероссийский форум о банкротстве www.bankrot.org
Э4 Библиотека крупнейших корпоративных банкротств – Internet Bankruptcy Library www.bankrupt.com
Э5 Ассоциация по антикризисному управлению www.turnaround.org
Э6 Курс в Moodle «Антикризисное управление» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.