МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История управленческой мысли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-3-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
История управленческой мысли

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с основными, наиболее значительными направлениями развития управленческой мысли на различных этапах развития экономики и формирования науки управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-1 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - причины, приводящие к эволюции управленческих теорий;
- основные этапы эволюции управленческих теорий;
- особенности развития основных управленческих теорий;
- методы оценки эффективности результатов деятельности в различных сферах
3.2.Уметь:
3.2.1. - анализировать причины, влияющие на эволюцию управленческих теорий;
- выбирать актуальные для организации управленческие теории;
- использовать знания, относящиеся к разным этапам эволюции управленческих теорий, на практике;
- использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - анализа социальных отношений, влияющих на управление;
- выбора актуальных для организации управленческих теорий;
- применения достижений различных управленческих теорий в современном менеджменте;
- использования основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие управления. Периодизация в истории управленческой мысли
1.1. Сущность, актуальность, разновидности управления Лекции 2 2 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, актуальность, разновидности управления Практические 2 4 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, актуальность, разновидности управления Сам. работа 2 7 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Периодизация в истории управленческой мысли Лекции 2 4 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Пероиодизация в истории управленческой мысли Практические 2 4 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Периодизация в истории управленческой мысли Сам. работа 2 8 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные управленческие школы
2.1. Школа научного управления Лекции 2 4 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Школа научного управления Практические 2 4 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Школа научного управления Сам. работа 2 10 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Классическая (административная) школа Лекции 2 2 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Классическая (административная) школа Практические 2 4 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Классическая (административная) школа Сам. работа 2 7 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Школа «человеческих отношений». Поведенческая школа. Лекции 2 4 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Школа «человеческих отношений». Поведенческая школа. Практические 2 4 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Школа «человеческих отношений». Поведенческая школа. Сам. работа 2 13 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Школа количественных методов.Подход к управлению как к процессу Лекции 2 4 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Школа количественных методов.Подход к управлению как к процессу Практические 2 2 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Школа количественных методов.Подход к управлению как к процессу Сам. работа 2 10 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Написание курсовой работы Сам. работа 2 20 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Экзамен 2 27 ОК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие. Кн.1 : Учебное пособие из университетской библиотеки "Online" Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271807
Л1.2 Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие. Кн.2 : учебник из университетской библиотеки "Online" Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Понуждаев Э.А. История управленческой мысли : курс лекций : учебник из университетской библиотеки "Online" Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275271
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс «История управленческой мысли" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.