МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговые исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-3-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговые исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю., канд. экон. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., канд. экон. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: предоставить студентам исчерпывающие теоретические знания, привить им практические навыки по организации маркетинговой исследовательской деятельности на зарубежных предприятиях, применению конкретных методов и приёмов проведения маркетинговых исследований и создания на их основе новых организационных знаний с целью повышения уровня обоснованности принимаемых управленческих решений в области маркетинга.

Задачи курса заключаются в следующем:
 обеспечить понимание студентами роли маркетинговых исследований в формировании на предприятии концепции маркетингового управления на основе новых организационных знаний, создаваемых на базе получаемой в ходе исследований маркетинговой информации;
 сформировать у студентов маркетинговый подход к проблемам изучения внешней среды предприятия;
 научить студентов методам и приемам изучения внутренней среды предприятия, оценки его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определения слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;
 привить студентам практические навыки в области создания новых организационных знаний на основе информации, получаемой в ходе маркетинговых исследований;
 научить студентов методам и процедурам проведения комплексных маркетинговых исследований, созданию систем обеспечения предприятия новой маркетинговой информацией и новыми организационными знаниями на регулярной (непрерывной) основе;
 научить студентов применению на практике основных форм производственного потребления произведенных в ходе маркетинговых исследований маркетинговых знаний, как ресурса в разработке инноваций, обосновании управленческих решений, в оперативной работе персонала;
 привить студентам навыки системного мышления;
 обучить студентов методам и технике разработки и обоснования стратегических и тактических (оперативных) управленческих решений в сфере маркетинга с использованием новой информации и новых организационных знаний, получаемых в ходе маркетинговых исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
ПК-10 владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
методы и способы оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, типологию и характер рыночных и специфических рисков, а также методологию сбора и анализа информации о поведении потребителей экономических благ и формирования спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
методологию количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
применять методологию маркетинговых исследований с целью оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать на их основе рыночные и специфические риски, а также осуществлять сбор и анализ информации о поведении потребителей экономических благ и формировании спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
применять методы количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
навыками организации и проведения маркетинговых исследований с целью оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявления и анализа рыночных и специфических рисков, а также методологией сбора и анализа информации о поведении потребителей экономических благ и формирования спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
навыками количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований
1.1. Концептуальная модель маркетинговых исследований Лекции 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Концептуальная модель маркетинговых исследований Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Практические 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.5. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.6. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Виды, источники и методы сбора маркетинговой информации.
2.1. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Лекции 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Сам. работа 5 12 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.3. Массовый опрос Практические 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.4. Массовый опрос Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.5. Глубинное интервью Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.6. Экспертные оценки Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.7. Фокусирование в группе Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.3
2.8. Наблюдение Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.3
2.9. Эксперимент Лекции 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.3
2.10. Эксперимент Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум: Практикум М. : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Синяева, И.М. Практикум по маркетингу: Практикум М. : Дашков и К, 2016, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы: http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/. http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/
Э2 Поисковые системы: http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/. http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/.
Э3 Информационно-справочные системы: http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/. http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/.
Э4 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе)