МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эконометрика (продвинутый курс)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_ПЭ-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Зиновьев А.Г.;канд. физ.-мат. , доцент , Кузьмин П.И.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Свердлов М.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Эконометрика (продвинутый курс)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.04.2021 г. № 6
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.04.2021 г. № 6
Заведующий кафедрой Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.научить студентов использовать основные методы эконометрики, необходимые для проверки предлагаемых и выявлении новых эмпирических зависимостей, а так же дать представление о современном инструментарии эконометрического моделирования, познакомить их с практическим применением методов эконометрики при проведении научных и прикладных экономических исследований на основе экономической теории и реальных статистических данных, с использованием современных прикладных программ и компьютерных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1.Основные этапы эконометрического моделирования
2.Основы информатики и компьютерных технологий с целью построения эко-нометрических моделей
3.Экономическую сущность моделируемых показателей и параметров эконометрических моделей
3.2.Уметь:
3.2.1.1.Использовать современные компьютерные и информационные технологии при построении эконометрических моделей
2.Собирать, обрабатывать и анализировать статисти-ческую информацию при проведении эконометрического исследования
3.Экономически интерпретировать полученные результаты эконометрического моделирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1.Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2.Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества
3.Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для принятия управленческих решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в эконометрическое исследование. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров. Системы одновременных уравнений. Двухшаговый метод.
1.1. Числовые характеристики случайных величин Лекции 1 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Числовые характеристики случайных величин Практические 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Количественная оценка тесноты и направления связи Лекции 1 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Корреляционный и дисперсионный анализ Практические 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Экономертические модели и их виды Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Построение модели парной линейной регрессии Практические 1 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Проверка моделей на адекватность и качество Практические 1 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Построение моделей множественной регрессии Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Нелинейные модели. Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Предпосылки применения метода наименьших квадратов Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.15. Системы одновременных уравнений Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.16. Структурная и приведенная формы моделей Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.17. Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе Сам. работа 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.18. Модели временных рядов Сам. работа 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.19. Динамические модели Сам. работа 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.20. Модели с распределенными лагами Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.21. Обобщенный метод наименьших квадратов Сам. работа 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.22. ИНструментальные переменные Сам. работа 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.23. Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии Сам. работа 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.24. Гетероскедастичность и корреляция во времени Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.25. Дискретные зависимые переменные Сам. работа 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.26. вопросы спецификации эконометрических моделей Сам. работа 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.27. Проверка адекватности динамичеких моделей Сам. работа 1 3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. К. Катышев, Я. Р. Магнус, А. А. Пересецкий Эконометрика. Начальный курс.: учебник М. : Изд-во "Дело", 2009
Л1.2 Елисеева И.И. - Отв. ред. ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Артамонов Введение в эконометрику: курс лекций М.: Изд-во МЦНМО, 2011
Л2.2 под ред. И. И. Елисеевой Практикум по эконометрике: учеб. пособие для экон. вузов М.: Финансы и статистика, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузьмин П.И. Эконометрические модели: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эконометрика (Econometrics) ru.coursera.org
Э2 Курс в Moodle "Эконометрика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
410С лаборатория "Лингафонный кабинет" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 29 посадочных мест; рабочее место преподавателя, маркерные доски – 2 шт., кафедра, переносные ноутбуки: марка Lenovo модель G50-70 - 15 единиц; телевизор sharp, музыкальный центр samsung MAX-ZG550
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практическиее занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень практических заданий и указания размещены в пособии:
Эконометрические модели: учебное пособие / Кузьмин П.И. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 179 с.