МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риск-менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-4-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Лепешкина С.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Риск-менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать теоретические и практические навыки по выявлению, оценке рисков и способов их снижения в процессах разработки и принятия управленческих решений;
- овладеть навыками применять основные методы снижения степени риска при принятии управленческих решений, связанных с инвестициями, финансами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объективную и субъективную природу риска, структурные характеристики риска, характеристики ситуации неопределенности, основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать международные стандарты риск-менеджмента для оценки своей профессиональной деятельности; применять на практике принципы и методы оценки риска, разрабатывать программу управления рисками; использовать способы снижения риска в инвестиционных решениях в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки ситуации неопределенности, определения природы риска, разработки и принятия управленческих решений с учетом структурных характеристик риска; разрабатывать план превентивных мероприятий, использовать результаты оценки степени риска для подготовки управленческих решений; навыками идентификации рисков, постановки и решения управленческих задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками
1.1. Концептуальные основы управления рисками Лекции 4 1 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Концептуальные основы управления рисками Практические 4 1 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Концептуальные основы управления рисками Сам. работа 4 14 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Организация процесса управления рисками
2.1. Организация процесса управления рисками Практические 4 1 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Организация процесса управления рисками Сам. работа 4 14 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Система количественных оценок рисков
3.1. Система количественных оценок риска Лекции 4 1 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Система количественных оценок риска Практические 4 1 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Система количественных оценок риска Сам. работа 4 38 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Учет рисков при принятии управленческих решений
4.1. Учет рисков при принятии управленческих решений Лекции 4 1 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Учет рисков при принятии управленческих решений Практические 4 1 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Учет рисков при принятии управленческих решений Сам. работа 4 14 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Способы снижения рисков и оценка их эффективности
5.1. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Лекции 4 1 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.2. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Практические 4 2 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.3. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Сам. работа 4 14 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.4. Зачет 4 4 ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Риск-мен.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вяткин В.Н., Гамза В.А., Маевский Ф.В. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гэлаи Д., Кроуи М., Минасян В.Б., Марк Р. ОСНОВЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Воронцовский А.В. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.3 Шкурко, В. Е. Управление рисками проекта : учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/98B10AB3-0155-4551-8DA2-1E0AA6E566AC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Юрайт» (https://biblio-online.ru)
Электронно-библиотечная система «Лань» (https://e.lanbook.com)
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (http://biblioclub.ru)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)- база данных
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) - база данных
СПС КонсультантПлюс – база данных

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) кабинет экономики организации - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; компьютеры - 15 единиц.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия.
Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.