МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы реструктуризации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-3-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, Доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):
канд.экон.наук., Доцент, Рудакова О. Ю.

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы реструктуризации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Рудакова О.Ю.,доцент кафедры менеджмента, организации бизнеса и инноваций


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., Рудакова О.Ю.,доцент кафедры менеджмента, организации бизнеса и инноваций


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины «Теоретические основы реструктуризации» – ознакомление и изучение студентами основ и инструментария реструктуризации предприятий и компаний.
Для реализации цели ставятся следующие задачи:
- дать студентам знания о процессах, происходящих в современном бизнесе и роли, которую играет реструктуризация предприятий;
- познакомить студентов с методами проведения реструктуризации;
- дать представление о видах, мотивах и формах реорганизацци;
- ознакомить с методами организации реструктуризации;
- сформировать познавательный и профессиональный интерес к реструктуризации деятельности организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности
ПК-6 способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - о современных методах, применяемых при проведении реструктуризации;
- особенности правового регулирования реструктуризации и реорганизации предприятий;
- основные источники информации, необходимой для осуществления процесса реструктуризации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять поиск, анализ и использование нормативных и правовых документов при планировании и реализации мероприятий по реструктуризации
- проводить все виды анализа внутренней и внешней среды, необходимые для реструктуризации предприятий;
- проводить оперативную и стратегическую реструктуризации организаций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности
- способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений связанных с процессами реструктуризации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие реструктуризации организации и место ее в менеджменте (Общие понятия реструктуризации. Законодательная и методологическая база реструктуризации. Соотношение понятий: реформирование, реорганизация и реструктуризация. Потребности и возможности процедуры реструктуризации. Денежный поток как инструмент управления стоимостью организации в процессах реструктуризации. Определение и расчет денежного потока; модель дисконтированного денежного потока и стоимость компании; управление денежным потоком)
1.1. Сущность, необходимость и цели реструктуризации российских организаций Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Сущность, необходимость и цели реструктуризации российских организаций Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Сущность, необходимость и цели реструктуризации российских организаций Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Виды, цели и мотивы реорганизации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Виды, цели и мотивы реорганизации Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Виды, цели и мотивы реорганизации Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Формы реорганизации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.8. Формы реорганизации Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.9. Формы реорганизации Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.10. Организация проведения реструктуризации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.11. Организация проведения реструктуризации Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.12. Организация проведения реструктуризации Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.13. Организация проведения реструктуризации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.14. Организация проведения реструктуризации Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.15. Организация проведения реструктуризации Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Особенности проведения реструктуризации на современных предприятиях (Создание стоимости компании. Применение внутренней стратегии создания стоимости. Текущая, инвестиционная и финансовая реструктуризация. Реструктуризация кредиторской задолженности. Реструктуризация задолженности в бюджет и внебюджетные фонды. Особенности реструктуризации в процедурах несостоятельности)
2.1. Диагностика состояния предприятия как этап реструктуризации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Диагностика состояния предприятия как этап реструктуризации Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Диагностика состояния предприятия как этап реструктуризации Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Методы реструктуризации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Методы реструктуризации Практические 7 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Методы реструктуризации Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Финансовая реструктуризация Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.8. Финансовая реструктуризация Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.9. Финансовая реструктуризация Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.10. Реструктуризация в процедурах несостоятельности Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.11. Реструктуризация в процедурах несостоятельности Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.12. Реструктуризация в процедурах несостоятельности Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.13. Особенности управления персоналом при проведении реструктуризации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.14. Особенности управления персоналом при проведении реструктуризации Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.15. Особенности управления персоналом при проведении реструктуризации Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чапкина Е. Г. Теоретические основы реструктуризации предприятий: учебно-практическое пособие из университетской бибилиотеки "Online" Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: Учебник Москва : Прометей, 2023 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701072
Л1.3 Белых Л. П. Реструктуризация предприятия: Учебное пособие из университетской библиотеки "Online" Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сапрыкин Д. Н. Как поделить бизнес, расходясь с партнером: Реструктуризация предприятия: Учебное пособие из университетской библиотеки "Online" Лаборатория книги, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Стратегические решения и риск менеджмент" www.jsdrm.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.