МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория кризисов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-3-2021
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Горбунова А. Ю.

Рабочая программа дисциплины
Теория кризисов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса заключается в том, чтобы дать студентам комплекс экономических знаний о системном исследовании экономических кризисов в экономической теории и определении путей предвидения и выхода из кризисного состояния предприятия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
ПК-15 умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- роль и законы развития экономики и общества;
– основные закономерности развития экономического производства и процессов;
– сущность и содержание основных понятий и категорий теории кризисов;
– иметь представление о современных подходах зарубежных и отечественных экономистов в области теории кризисов;
- возможности применения методов финансового менеджмента в прогнозировании кризисов организации
- инструменты анализа рисков при оценке кризисов
- факторы макроэкономической среды и их влияние на деятельности организаций и органов власти
– внутренние и внешние факторы, влияющие на прогнозирование кризисных процессов в экономике.
3.2.Уметь:
3.2.1.- провести исследование объекта с целью оценки его кризисного состояния и определения потенциала;
– определить степень кризисного состояния и потенциал предприятия;
– обосновать целесообразность применения методов прогнозирования кризисных ситуаций;
- применять основные методы финансового менеджмента в пронозировании кризисов организации
- оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
- выявлять и анализировать рыночные и специфические риски
- проводить анализ рисков и кризисов для принятия управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения теоретических знаний в своей профессиональной деятельности;
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
- способностью оценивать воздействие макроэкономических фаторов на работу организации;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные теории кризиса в экономической науке
1.1. Кризисы в истории экономики Лекции 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.2. Кризисы в истории экономики Практические 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.3. Классические теории кризисов Практические 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.4. Кризисы в истории экономики Сам. работа 6 6 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.5. Понятие и общая характеристика экономических кризисов Лекции 6 1 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.6. Понятие и общая характеристика экономических кризисов Практические 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.7. Понятие и общая характеристика экономических кризисов Сам. работа 6 6 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.8. Классические теории кризисов Лекции 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.9. Классические теории кризисов Сам. работа 6 6 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.10. Концептуальные позиции современной науки Лекции 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.11. Концептуальные позиции современной науки Практические 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.12. Концептуальные позиции современной науки Сам. работа 6 6 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Кризис как экономическая категория
2.1. Структура кризиса Лекции 6 1 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
2.2. Структура кризиса Практические 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
2.3. Структура кризиса Сам. работа 6 6 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
2.4. Методология прогнозирования кризисов Лекции 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
2.5. Методология прогнозирования кризисов Практические 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
2.6. Методология прогнозирования кризисов Сам. работа 6 6 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
2.7. Региональные особенности экономической кризисов, интергационные процессы и глобализация экономики Лекции 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
2.8. Региональные особенности экономической кризисов, интергационные процессы и глобализация экономики Практические 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1
2.9. Региональные особенности экономической кризисов, интергационные процессы и глобализация экономики Сам. работа 6 8 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вдовин, В.М. Теория систем и системный анализ: Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Беляев, Э.М. Коротков Антикризисное управление : учебник Юнити-Дана, 11.05.2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Стратегические решения и риск-менеджмент" www.jsdrm.ru
Э2 Антикризисное управление portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.