МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Корпоративная отчетность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бобровская Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Корпоративная отчетность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 11.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова И.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 11.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Корпоративная отчетность» - формирование у студента профессиональных компетенций, связанных с решением профессиональных задач по реализации стратегии организации на основе информации финансового и нефинансового характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1 роль корпоративной отчетности в рыночной экономике
2место корпоративной отчетности в системе деловой информации
2 структуру и состав корпоративной отчетности

3.2.Уметь:
3.2.1.1 применять систему знаний о принципах формирования отчетной информации в процессе составления корпоративных отчетов
2 интерпретировать информацию, содержащуюся в корпоративной отчетности для оценки финансовых результатов деятельности организации
3использовать современные методы обработки деловой информации, содержащейся в корпоративных отчетах, для выработки соответствующих профессиональных суждений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1 навыками составления корпоративной отчетности

2 навыками решения профессиональных задач, связанных с раскрытием финансовой и нефинансовой информации в корпоративной отчетности

3 навыками применения методов и способов обработки деловой информации, содержащейся в корпоративной отчетности, для оценки финансовых результатов и принятия управленческих решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТЕМА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1. Понятие корпоративной отчетности. Значение корпоративной отчетности. Пользователи информации корпоративной отчетности. Организации, подготавливающие корпоративные отчеты. Уровни регулирования корпоративной отчетности. Лекции 4 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие корпоративной отчетности. Значение корпоративной отчетности. Пользователи информации корпоративной отчетности. Организации, подготавливающие корпоративные отчеты. Уровни регулирования корпоративной отчетности. Практические 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие корпоративной отчетности. Значение корпоративной отчетности. Пользователи информации корпоративной отчетности. Организации, подготавливающие корпоративные отчеты. Уровни регулирования корпоративной отчетности. Сам. работа 4 10 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. ТЕМА 2 . Финансовая отчетность в структуре корпоративной отчетности
2.1. Финансовая отчетность: сущность, виды, состав и значение в рыночной экономике. Косолидированная финансовая отчетность. Техника консолидации корпоративной отчетности Лекции 4 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Финансовая отчетность: сущность, виды, состав и значение в рыночной экономике. Косолидированная финансовая отчетность. Техника консолидации корпоративной отчетности Практические 4 8 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Финансовая отчетность: сущность, виды, состав и значение в рыночной экономике. Косолидированная финансовая отчетность. Техника консолидации корпоративной отчетности Сам. работа 4 10 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. ТЕМА 3 Нефинансовая отчетнос в структуре корпоративной отчетности организации
3.1. Роль и задачи нефинансовой корпоративной отчетности. Особенности ее составления. Состав нефинансовой отчетности. Лекции 4 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Роль и задачи нефинансовой корпоративной отчетности. Особенности ее составления. Состав нефинансовой отчетности. Практические 4 8 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Роль и задачи нефинансовой корпоративной отчетности. Особенности ее составления. Состав нефинансовой отчетности. Сам. работа 4 30 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. ТЕМА 4 Интегрированная отчетность как современная модель корпоративной отчетности
4.1. Интегрированный отчет как высшая стадия развития корпоративной отчетности. Лекции 4 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Интегрированный отчет как высшая стадия развития корпоративной отчетности. Практические 4 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Интегрированный отчет как высшая стадия развития корпоративной отчетности. Сам. работа 4 16 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.А. Агеева, А.Л. Ребизова Международные стандарты финансовой отчетности: учебник Моска-Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Литвиненко М.И. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с новыми стандартами: учебник Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.С. Алисенов Международные стандарты финансовой отчетности: учебник Моска-Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/catalog/427/
Э2 http://e.lanbook.com
Э3 http://www.consultant.ru/online — сайт компании «КонсультантПлюс» (нормативно-правовые акты).
Э4 http://garant.ru/ — сайт компании «Гарант» (нормативно-правовые акты).
Э5 http://www.audit.ru — материалы «Все для бухгалтера и аудитора».
Э6 Корпоративная отчетность portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader




6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Корпоративная отчетность» включена в учебный план обучения студентов по направлению «Менеджмент». Ее изучение позволяет получить теоретические знания и навыки практических расчетов по составлению и анализу финансовых и нефинансовых отчетов корпораций.

Построение курса предусматривает проведение лекционных и практических занятий. На лекциях студенты знакомятся с вопросами, касающимися понятия и структуры корпоративной отчетности, ее назначения и особенностей составления.
Рекомендуется уделить особое внимание уяснению содержания современного этапа развития корпоративной отчетности за рубежом, а также проблем, связанных с ее внедрением в РФ. Важно понять роль корпоративной отчетности в принятии управленческих решений заинтересованными пользователями, а также вопросах ее достоверности, что предопределяет подход к раскрытию как финансовой, так и нефинансовой информации, касающейся деятельности компаний. Следует уяснить, что современный этап развития корпоративной отчетности характеризуется возрастанием роли нефинансовых показателей, которые отражаются в корпоративных отчетах. Эта тенденция связана с требованиями, предъявляемыми к корпоративной отчетности стейкхолдерами, а также мировыми финансовыми рынками.

Анализ и оценка нефинансовых показателей позволяют пользователям сформировать более полное представление о финансовой и хозяйственной деятельности организации, оценить сопровождающие ее риски. Собственникам эта информация важна для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации. Рекомендуется подробно ознакомиться с такой современной моделью развития корпоративной отчетности как «интегрированный отчет», его назначением и требованиями к составлению.

На практических занятиях проводится обсуждение наиболее актуальных вопросов, посвященных роли корпоративной отчетности в системе деловой информации, исследованию ключевых финансовых и нефинансовых индикаторов, проблемам формирования корпоративной отчетности в российских компаниях и др. Изучение этих вопросов позволит уяснить роль корпоративной отчетности в принятии управленческих решений финансового и нефинансового характера, что важно для дальнейшей профессиональной деятельности менеджера. Отличительной особенностью данного курса является его практикоориентированный характер. Он проявляется в том, что студенты выполняют практические задания, связанные с исследованием корпоративных отчетов российских и зарубежных компаний. Значительное количество аудиторных занятий посвящено выполнению практических заданий, цель которых состоит в приобретении практических навыков и опыта анализа нефинансовых отчетов, а также составления консолидированной финансовой отчетности. Представленные в курсе материалы позволяют не только производить необходимые вычисления, но и освоить методы и технику составления консолидированных финансовых отчетов.
Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение законодательства РФ, учебной и научной литературы. изучение теоретического материала по актуальным вопросам курса и практическое его применение в расчетах.

Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических и тестовых заданий, а также устного опроса студентов преподавателем.

К зачету в соответствии с календарно-тематическим планом допускаются студенты, успешно выполнившие практические и тестовые задания.

Опыт и практические навыки, полученные на этом этапе обучения, далее будут использованы при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы.