МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Природно-ресурсный потенциал территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_ПЭ-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Природно-ресурсный потенциал территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 31.08.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Останин О.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 31.08.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой Останин О.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциалины "Природно-ресурсный потенциал территории" - ознакомление студентов с актуальными проблемами ресурсного обеспечения и природно-ресурсной безопасности на глобальном и региональном уровнях.
Задачи:
- изучить современные подходы к определению ПРП Териитории;
- освоить методы исследования ПРП территории;
- овладеть методами анализа ПРП.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
ПК-10 способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные особенности пространственного и временного развития взаимоотношений между природой, обществом и хозяйством;
- методы покомпонетной и общей оценки рекреационных ресурсов территории;
- принципы организации территории для рекреационной деятельности;
- наиболее актуальные проблемы ресурсного обеспечения и природно-ресурсной безопасности во всем разнообразии ее важнейших аспектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить комплексные исследования и камеральную обработку их результатов;
- структурировать и формировать базы данных о географических объектах и явлениях;
- выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками отбора информации из различных источников для решения поставленных задач в области международного сотрудничества.
- выявлять перспективные направления развития рекреационной деятельности территории;
- навыками редактирования, актуализации и визуализации информации о географических объектах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геосферы, ресурсы пространства и времени.
1.1. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Лекции 3 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.2. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Практические 3 4 ПК-10 Л1.1
1.3. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Сам. работа 3 8 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Природно-ресурсный потенциал территории.
2.1. Основные подходы к определению понятия ПРП. Лекции 3 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
2.2. Различные подходы к определению ПРП. Практические 3 4 ПК-9, ПК-10 Л1.1
2.3. зарубежный опыт определения ПРП. Сам. работа 3 12 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Основные виды природных ресурсов.
3.1. Биоразнообразие как ресурс. Лекции 3 2 ПК-10 Л1.1
3.2. Водные ресурсы териитории. Практические 3 8 ПК-9, ПК-10 Л1.1
3.3. Биоразнообразие как фактор безопасности. Сам. работа 3 12 ПК-10 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Минерально-сырьевая безопасность.
4.1. Минерально-сырьевая безопасность. Лекции 3 2 ПК-10 Л1.1
4.2. Минерально-сырьевая безопасность. Практические 3 6 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
4.3. Минерально-сырьевая безопасность. Сам. работа 3 22 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Подготовка к зачету Сам. работа 3 24 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Ресурсные функции геосфер.
2. Межгеосферный обмен веществ и энергий.
3. Временные ритмы.
4. Взаимосвязи поверхностных и подземных вод.
5. Ресурсы подземных вод России.
6. Взаимосвязи поверхностных и подземных вод.
7. Измерение и оценка биологического разнообразия.
8. Системные уровни биоразнообразия.
9. Антропогенное давление на биоразнообразие.
10. Базовые макроэкономические показатели и современное состояние
«безатомной» энергетики.
11. Структуры энергобаланса традиционных видов энергии.
12. Прогнозы развития энергетики.
13. Глобализация минерально-сырьевых ресурсов как элемент общей
проблемы глобализации.
14. Состояние минерально-сырьевой базы России.
15. Внешний и внутренний рынок.
16. Общество и уровни потребления.
17. Состояние продовольственной безопасности России.
18. Безопасность продовольствия.
19.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Территориальные аспекты Алтайского края.
2. Время – аритмии развития.
3. Водные ресурсы: понятие и оценка.
4. Минеральные ресурсы: понятие и оценка.
5. Земельные ресурсы: понятие и оценка.
6. Агроклиматические ресурсы: понятие и оценка.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лузгин, Б. Н Природно-ресурсная безопасность: учеб. пособие для студентов и магистрантов вузов АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барышников Г.Я.,Отто О.В. Природно-ресурсный потенциал переходных зон горных сооружений (на примере Алтайского края): Монография Изд-во АлтГУ, 2007
Л2.2 Барышников Г.Я.,Красослободцева Н.А. Природно-хозяйственный каркас переходной зоны Алтая: монография Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. www.ecolife.ru/
Э2 Экология. РИА Новости www.eco.rian.ru
Э3 Курс в Moodle «Природно- ресурсный потенциал территории» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
ЭБС "Юрайт" - https://biblio-online.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.