МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Динамические модели экономического прогнозирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-2-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Пронь С.П.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Динамические модели экономического прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 25.06.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 25.06.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование глубоких знаний в области математического моделирования экономических процессов для прогнозирования их результатов в условиях неопределенности.
Воспитание практических навыков применения методов стохастической математики для прогнозирования параметров временных рядов в отраслях экономики и на современных финансовых рынках.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий информационных технологий в экономике и социальной сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систематизацию теоретических моделей и возможности их практического использования применительно к конкретным экономическим условиям.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять точные и приближенные методы динамического прогнозирования в условиях неопределенности, использовать их для решения финансово-экономических проблем в отраслях экономики и на современных финансовых рынках для определения параметров финансовых инструментов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками подбора известных и построения оригинальных методов и моделей динамического прогнозирования, адекватных конкретной экономической задаче;
- методами разработки расчетных схем для нахождения параметров финансовых потоков в отраслях экономики и на современных финансовых рынках.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология моделирования и прогнозирования мировой динамики
1.1. Динамическое прогнозирование с использованием модели Коба-Дугласа Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Основные понятия и определения. Методология краткосрочного и долгосрочного прогнозирования динамики экономических систем Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. О новой методологии долгосрочного прогнозирования динамики экономики мировой системы и России Сам. работа 3 4 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Возможности и ограничения существующих методов моделирования мировой динамики Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Построение модели Мир-системы с использованием модели Ферстера Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Существующие методы моделирования моделирования мировой динамики Сам. работа 3 4 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.7. Уровни динамического моделирования мировой динамики. Подъемы циклов экономической активности Кондратьева и диффузия инноваций Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.8. Построение траектории динамики общего выпуска ВВП Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.9. Иерархическое динамическое моделирование мировой динамики Сам. работа 3 4 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Методы динамического моделирования макросоциальных процессов в Мир-системе
2.1. Макротенденции мирового развития. Динамика численности населения, ВВП, урбанизации Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Модели Ферстера динамики численности населения и ВВП. Сравнение динамики «Центра» и «Периферии» Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Системный анализ мировой динамики Сам. работа 3 8 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Модели цикличность процессов в мировой динамике Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Сравнение динамики «Центра» и «Периферии» Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.6. Современная ситуация и возможные сценарии мирового развития. Математические модели и прогнозы Сам. работа 3 8 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.7. Методы динамического моделирование макросоциальных процессов Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.8. Методы динамического моделирование макросоциальных процессов Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.9. Математическое моделирование и прогнозирование мировой динамики Сам. работа 3 8 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Методы динамического моделирования трендов мирового развития
3.1. Базовая модель изменения глобальных тенденций Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Расчет прогнозов демографической, технологической, социальной и экономической динамики на множестве сценариев роста, стабилизации и снижения Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Построение адаптивной модель производственной функции экономики страны по модели Коба-Дугласа с учетом человеческого капитала Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Моделирование экономической динамики с учетом особенностей технологического развития Сам. работа 3 8 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.5. Базовая модель взаимодействия «центра» и «Периферии» Мир-системы Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.6. Моделирование особенностей взаимодействия стран «Центра» и «Периферии» Мир-системы Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.7. Моделирование неравновесных циклов и кризисов Сам. работа 3 8 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.8. Адаптивная модель производственной функции Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.9. Адаптивное прогнозирование на основе моделирования взаимосвязанных временных рядов Сам. работа 3 56 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кийко П. В., Щукина Н. В. Эконометрика. Продвинутый уровень: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Елисеева И.И. - Отв. ред. ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Воскобойников Ю.Е. Эконометрика в Excel. Модели временных рядов: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л3.2 Дубина И.Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях: Учебное пособие Финансы и статистика, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru.
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com.
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru.
Э4 Ссылка на курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/.
2. Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com.
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/.
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru.
5. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования.
6. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.
7. Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru.
8. Электронная библиотека БИ СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bfsgu.ru/elbibl.
9. Электронная библиотека СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://library.sgu.ru/.
10. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания;
- усвоить содержание основных понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады в соответствии с темами самостоятельной работы.