МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Многопользовательские информационные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-2-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Суханов С.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Понаморев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Многопользовательские информационные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 25.06.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 25.06.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение слушателями базовых принципов использования современного электронного оборудования для обработки данных в многопользовательских информационных систем, современное электронное оборудование для решения задач обработки векторных данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества;
ПК-4 Способность ставить и решать прикладные задачи в условиях конфликтов и неопределенностей, определять методы и средства их эффективного решения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы использования современного электронного оборудования для обработки картографических данных;
- методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления ГИС;
- принципы обработки и интерпретации общей и отраслевой географической информации;
- функции прикладного программного обеспечения в ГИС-среде.
- программные среды для обработки картографических данных;
- источники получения пространственных данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.- развивать методы научных исследований в области ГИС;
- разрабатывать программное обеспечение для решения прикладных задач с использованием ГИС.
- применять различные Гис технологии для обработки пространственных данных;
- использовать полученные результаты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- различными методами научных исследований и инструментария обработки пространственной информации;
- алгоритмами решения различных задач обработки многомерных данных;
- используемыми программными средами в рамках решения прикладных задач дисциплины;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ геоданных с использованием метода центра неопределенности.
1.1. Метод наименьших квадратов в геодезии. Применение МНК в ГИС MapInfo. Лекции 1 6 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Методы нестатистического анализа данных при построении эмпирических зависимостей. Примененение метод центра неопределенности в ГИС MapInfo. Лекции 1 4 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Формирование базы данных и знаний в Гис MapInfo. Определение ценности информации. Оценка параметров. Основы мониторинга параметров окружающей среды. Сбор и предварителшьный анализ данных. Лекции 1 4 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Обработка массива геодезических и картографических данных в ГИС MapInfo. Построение карты. Печать карты. Лекции 1 4 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Метод наименьших квадратов в геодезии. Применение МНК в ГИС MapInfo. Практические 1 6 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Методы нестатистического анализа данных при построении эмпирических зависимостей. Примененение метод центра неопределенности в ГИС MapInfo. Практические 1 4 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Формирование базы данных и знаний в Гис MapInfo. Определение ценности информации. Оценка параметров. Основы мониторинга параметров окружающей среды. Сбор и предварителшьный анализ данных. Практические 1 4 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Обработка массива геодезических и картографических данных в ГИС MapInfo. Построение карты. Печать карты. Практические 1 4 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Метод наименьших квадратов в геодезии. Применение МНК в ГИС MapInfo. Сам. работа 1 30 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Методы нестатистического анализа данных при построении эмпирических зависимостей. Примененение метод центра неопределенности в ГИС MapInfo. Сам. работа 1 30 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Формирование базы данных и знаний в Гис MapInfo. Определение ценности информации. Оценка параметров. Основы мониторинга параметров окружающей среды. Сбор и предварителшьный анализ данных. Сам. работа 1 30 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Обработка массива геодезических и картографических данных в ГИС MapInfo. Построение карты. Печать карты. Сам. работа 1 18 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрен дисциплиной.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. С. Тикунова Геоинформатика (Кн. 1): учеб. для вузов: в 2 кн. Академия, 2008
Л1.2 Макаров К.Н. ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru;
Э4 Свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э6 Онлайн курс "Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных" online.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ГИС пакет, табличный процессор, Google Earth (free software), Acrobat Reader, операционная система, 7-Zip.
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://gis-lab.info
http://mapbasic.ru/
http://pbprog.ru/webservices/csc/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По дисциплине предусмотрены лекционные, лабораторные занятия, самостоятельная работа. На аудиторных занятия будет представлен как основной материал, касающийся базовых представлений и навыков о принципах работы в ГИС, так и методов решения различных ГИС задач.
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.