Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Информационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_ПИ-2-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,170000076294 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 25.06.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.
1.1. | Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимся теоретико-игровых методов и моделей в экономике; формирование культуры мышления, способности к обобщению и анализу проблемной области; приобретению необходимых знаний, умений и навыков для научно-исследовательской деятельности и решения профессиональных задач. Для достижения цели ставятся задачи: - изучить основные понятия и концептуальные подходы к проблеме разработки и применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике; - получить необходимые знания и навыки для выявления особенностей предметной области - теоретико-игровых методов и моделей в экономике; - сформировать умения классификации иерархических систем и выбора теоретико-игровых методов и моделей в экономике; - получить необходимые навыки для оценки эффективности теоретико-игровых методов и моделей в экономике; - получить практические навыки по использованию теоретико-игровых методов и моделей в экономике в теоретических и прикладных областях; - получить необходимые навыки для выбора программных средств и их использования при решении тестовых задач предметной области. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1 |
ПК-1 | Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий информационных технологий в экономике и социальной сфере. |
ПК-3 | Способен анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач экономики и социальной сферы с использованием математических методов компьютерного моделирования; планировать аналитические работы в информационно-технологическом проекте. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Теоретическое и прикладное значение теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансах. Проблемы экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Проблемные направления в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, которые возможно исследовать методами экономических игр. Современное состояние и сферы применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Способы доказательства оптимальности решений, обоснованных с применением теоретико-игровых методов и моделей в экономике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Проводить анализ значимости проблем экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Оценивать возможности информационных технологий при использовании теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях. Оценивать возможности матодов теории экономических игр, которые применимы к условиям в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Выявлять классификационные признаки проблем экономики и финансов, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Проводить обоснование применимости теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Приемами анализа уровней сложности проблем, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовых структурах при обосновании корпоративных решений. Навыками оформления и визуализации результатов теории экономических игр при исследовании проблем в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Техникой и содержанием задач предметной области и компьютерными программами проведения исследований свойств теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовой сфере. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения для решения социально-экономических задач | ||||||
1.1. | Базовые понятия теории игр в приложениях для решения социально-экономических задач | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
1.2. | Практикум по методам решения экономических игр | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
1.3. | Обзор методов и приложений теории экономических игр | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ПК-3 | Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.4, Л3.1 |
1.4. | Примеры применения теории игр для решения социально-экономических задач | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л2.3, Л1.1 |
1.5. | Решение игр в нормальной форме | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л3.2, Л2.3, Л1.1 |
1.6. | Прикладные задачи теории экономических игр | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-1, ПК-3 | Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л3.4, Л3.1 |
Раздел 2. Многокритериальные модели поддержки принятия решений | ||||||
2.1. | Теоретические основы многокритериальной оптимизации | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Практикум по постановке и решению задач многокритериальной оптимизации | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Модели оптимизации портфельных инвестиций в условиях стабильной и нестабильной экономик | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Анализ работ российских и зарубежных ученых по теории игр | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1, ПК-3 | Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л3.4, Л3.1 |
2.5. | Расчетные работы модели оптимизации портфельных инвестиций в условиях стабильной и нестабильной экономики | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Исследование прикладных моделей экономики | ||||||
3.1. | Моделирование поведения работников на локальных рынках труда | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л3.5 |
3.2. | Практикум по исследованию математических моделей в системе «Работник-Работодатель»/ | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л3.5 |
3.3. | Оптимизация размера бонуса исполнительной дирекции в корпоративных системах управления | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л3.5 |
3.4. | Анализ программных средств поддержки принятия решений на основе экономических игр | Сам. работа | 3 | 60 | ПК-1, ПК-3 | Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л3.4, Л3.1 |
3.5. | Расчетные работы по оптимизации бонуса исполнительной дирекции в корпоративных системах управления | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л3.5, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение. |
Приложения |
Приложение 1.
ТИМ_экономике_ФОС.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дубина И.Н. | Основы теории экономических игр: | М: Кнорус, 2010 | |
Л1.2 | О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин | Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. | Аналитические методы и модели в экономике: Учебное пособие | Барнаул: АГУ, 2015 | |
Л2.2 | В. Н. Бурков, В. В. Кондратьев | Механизмы функционирования организационных систем: | М.: Наука, 1981 | |
Л2.3 | Губко М.В., Новиков Д.А. | Теория игр в управлении организационными системами: | М.: Синтег, 2005 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83016 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Бурковская А.Ю. | Классификация математических моделей, используемых в экономике и менеджменте: учебное пособие | М.: Лаборатория книги, 2010 | biblioclub.ru |
Л3.2 | Журавлева В.В. | Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506 |
Л3.3 | Дегтерев Д. | Зарубежные работы по теории игр: статья из журнала | Международные процессы. Т. 7, №2 (20). С. 58-73., 2009 | |
Л3.4 | Лискина Е.Ю. | Экономико-математические модели: учебное пособие | Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина., 2009 | |
Л3.5 | Оскорбин Н.М. | Исследование систем управления: конспект лекций | Барнаул, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; | |||
Э4 | свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org | |||
Э5 | Электронный курс в Мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |