МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретико-игровые модели в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-2-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.м.н., Профессор, Алгазин Г.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теоретико-игровые модели в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 25.06.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 25.06.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимся теоретико-игровых методов и моделей в экономике; формирование культуры мышления, способности к обобщению и анализу проблемной области; приобретению необходимых знаний, умений и навыков для научно-исследовательской деятельности и решения профессиональных задач.
Для достижения цели ставятся задачи:
- изучить основные понятия и концептуальные подходы к проблеме разработки и применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- получить необходимые знания и навыки для выявления особенностей предметной области - теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- сформировать умения классификации иерархических систем и выбора теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- получить необходимые навыки для оценки эффективности теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- получить практические навыки по использованию теоретико-игровых методов и моделей в экономике в теоретических и прикладных областях;
- получить необходимые навыки для выбора программных средств и их использования при решении тестовых задач предметной области.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий информационных технологий в экономике и социальной сфере.
ПК-3 Способен анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач экономики и социальной сферы с использованием математических методов компьютерного моделирования; планировать аналитические работы в информационно-технологическом проекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретическое и прикладное значение теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансах. Проблемы экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Проблемные направления в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, которые возможно исследовать методами экономических игр. Современное состояние и сферы применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Способы доказательства оптимальности решений, обоснованных с применением теоретико-игровых методов и моделей в экономике.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить анализ значимости проблем экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Оценивать возможности информационных технологий при использовании теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях. Оценивать возможности матодов теории экономических игр, которые применимы к условиям в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Выявлять классификационные признаки проблем экономики и финансов, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Проводить обоснование применимости теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Приемами анализа уровней сложности проблем, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовых структурах при обосновании корпоративных решений. Навыками оформления и визуализации результатов теории экономических игр при исследовании проблем в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Техникой и содержанием задач предметной области и компьютерными программами проведения исследований свойств теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовой сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения для решения социально-экономических задач
1.1. Базовые понятия теории игр в приложениях для решения социально-экономических задач Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1
1.2. Практикум по методам решения экономических игр Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1
1.3. Обзор методов и приложений теории экономических игр Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-3 Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.4, Л3.1
1.4. Примеры применения теории игр для решения социально-экономических задач Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1
1.5. Решение игр в нормальной форме Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л3.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Прикладные задачи теории экономических игр Сам. работа 3 18 ПК-1, ПК-3 Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л3.4, Л3.1
Раздел 2. Многокритериальные модели поддержки принятия решений
2.1. Теоретические основы многокритериальной оптимизации Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.2. Практикум по постановке и решению задач многокритериальной оптимизации Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.3. Модели оптимизации портфельных инвестиций в условиях стабильной и нестабильной экономик Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.4. Анализ работ российских и зарубежных ученых по теории игр Сам. работа 3 20 ПК-1, ПК-3 Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л3.4, Л3.1
2.5. Расчетные работы модели оптимизации портфельных инвестиций в условиях стабильной и нестабильной экономики Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Исследование прикладных моделей экономики
3.1. Моделирование поведения работников на локальных рынках труда Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л3.5
3.2. Практикум по исследованию математических моделей в системе «Работник-Работодатель»/ Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л3.5
3.3. Оптимизация размера бонуса исполнительной дирекции в корпоративных системах управления Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л3.5
3.4. Анализ программных средств поддержки принятия решений на основе экономических игр Сам. работа 3 60 ПК-1, ПК-3 Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л3.4, Л3.1
3.5. Расчетные работы по оптимизации бонуса исполнительной дирекции в корпоративных системах управления Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л3.5, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение.
Приложения
Приложение 1.   ТИМ_экономике_ФОС.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Основы теории экономических игр: М: Кнорус, 2010
Л1.2 О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. Аналитические методы и модели в экономике: Учебное пособие Барнаул: АГУ, 2015
Л2.2 В. Н. Бурков, В. В. Кондратьев Механизмы функционирования организационных систем: М.: Наука, 1981
Л2.3 Губко М.В., Новиков Д.А. Теория игр в управлении организационными системами: М.: Синтег, 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83016
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бурковская А.Ю. Классификация математических моделей, используемых в экономике и менеджменте: учебное пособие М.: Лаборатория книги, 2010 biblioclub.ru
Л3.2 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
Л3.3 Дегтерев Д. Зарубежные работы по теории игр: статья из журнала Международные процессы. Т. 7, №2 (20). С. 58-73., 2009
Л3.4 Лискина Е.Ю. Экономико-математические модели: учебное пособие Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина., 2009
Л3.5 Оскорбин Н.М. Исследование систем управления: конспект лекций Барнаул, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 Электронный курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины