Закреплена за отделением | Отделение природопользования, сервиса и туризма |
---|---|
Направление подготовки | 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов |
Форма обучения | Очная |
Учебный план | 20_02_01_РИПК_3_2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 34 | 34 | 34 | 34 |
Практические | 50 | 50 | 50 | 50 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 126 | 126 | 126 | 126 |
1.1. | Сформировать понятие структуры экологического законодательства Российской Федерации Улучшить навыки обращения с экологическим законодательством |
---|
Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.04 |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ПК 4.1 | Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт |
ПК 4.2 | Проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами |
ПК 4.3 | Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Типовые формы учетной документации и государственной экологической статистической отчетности в организациях отрасли антропогенного воздействия на окружающую среду Методики расчета предельно-допустимых концентраций и предельно-допустимых выбросов Характеристики промышленных загрязнений Санитарно-гигиенические и экологические нормативы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Пользоваться правовой и нормативной технической документацией по вопросам экологического мониторинга Обрабатывать анализировать и обобщать материалы наблюдений и измерений составлять формы статистической отчетности Производить расчеты по определению величины экономического ущерба и рисков для природной среды Проводить расчеты по определению экономической эффективности процессов и технологий природопользования и природообустройства Проводить расчеты платы за пользование природными ресурсами Собирать и систематизировать данные для экологической экспертиза и экологического аудита |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Индивидуальной работы или работы в составе группы по составлению итоговых отчетов о результатах экологического мониторинга в соответствии с нормативными документами Работы в составе групп по расчетам и оценке экономического ущерба и рисков для природной среды связанных с антропогенной деятельностью или вызванными природными или техногенными катаклизмами Сбора и систематизации данных для экологической экспертизы и экологического аудита |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экологическая экспетиза | ||||||
1.1. | Введение в экологическую экспертизу как превентивный вид природоохранной деятельности | Лекции | 5 | 4 | ОК 1, ОК 4 | Л1.1 |
1.2. | Дополнение материалов лекции Введение в экологическую экспертизу как превентивный вид природоохранной деятельности | Сам. работа | 5 | 2 | ОК 1 | Л1.1 |
1.3. | Экологическое право как отрасль Российского права | Практические | 5 | 4 | ОК 4, ОК 5, ПК 4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Подготовка докладов по теме Экологическое право как отрасль Российского права | Сам. работа | 5 | 4 | ОК 1, ОК 4, ОК 5 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Правовые и нормативно-методические основы проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации | Лекции | 5 | 4 | ОК 2, ОК 3, ОК 6 | Л1.1 |
1.6. | Характеристика этапов развития экологического права России | Сам. работа | 5 | 2 | ОК 2, ОК 8 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Дополнение материалов лекции правовые и нормативно-методические основы проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации | Сам. работа | 5 | 4 | ОК 2, ОК 9 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Экологическое обоснование проектов | Практические | 5 | 4 | ОК 2, ОК 5, ПК 4.1, ПК 4.3 | Л1.1 |
1.9. | Современные методы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы | Лекции | 5 | 4 | ОК 2, ОК 8 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Характеристика распределения полномочий между гос органами | Сам. работа | 5 | 6 | ОК 2, ОК 8 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Экологическое обоснование размещения | Практические | 5 | 4 | ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 4.2, ПК 4.3 | Л1.1 |
1.12. | Экологическая эксперитза проектов | Практические | 5 | 4 | ОК 4, ОК 8, ПК 4.2, ПК 4.3 | Л1.1 |
1.13. | Порядок организации и проведения государственной экспертизы в РоФ | Лекции | 5 | 2 | ОК 2, ОК 4 | Л1.1 |
1.14. | Определение степени участия граждан и общественности в управлении экологией | Сам. работа | 5 | 2 | ОК 2, ОК 9 | Л1.1 |
1.15. | Обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности | Практические | 5 | 2 | ОК 2, ОК 5, ПК 4.3 | Л1.1 |
1.16. | Теоретические и методические основы оценки экологического риска технических проектов при экологической экспертизе | Лекции | 5 | 2 | ОК 4, ОК 5, ОК 9 | Л1.1 |
1.17. | Дополнение материалов лекции Ттеоретические и методические основы оценки экологического риска технических проектов при экологической экспертизе | Сам. работа | 5 | 4 | ОК 4, ОК 5 | Л1.1 |
1.18. | Оценка экологических рисков | Практические | 5 | 2 | ПК 4.2 | Л1.1 |
1.19. | Оценка воздействия на окружающую среду - основа экологической экспертизы проектов | Лекции | 5 | 4 | ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Программа ОВОС | Практические | 5 | 4 | ОК 2, ПК 4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | ОВОС предприятия | Практические | 5 | 6 | ОК 2, ОК 5, ОК 7, ПК 4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Выполнение проекта ОВОС предприятия | Сам. работа | 5 | 6 | ОК 9, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Экологический аудит | ||||||
2.1. | Введение в экологический аудит как спецефический вид природоохранной деятельности | Лекции | 5 | 4 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 | Л1.1 |
2.2. | Выполнение экологического аудирования предприятия | Сам. работа | 5 | 4 | ОК 2, ПК 4.2 | Л1.1 |
2.3. | Экологический аудит как процедура экологического контроля | Практические | 5 | 4 | ОК 2, ПК 4.3 | Л1.1 |
2.4. | Нормативно правовая база экологического аудита | Лекции | 5 | 2 | ОК 4, ОК 5 | Л1.1 |
2.5. | Экологический аудит в международной системе экологического контроля | Практические | 5 | 4 | ПК 4.1, ПК 4.3 | Л1.1 |
2.6. | Подготовка докладов по теме Экологический аудит в международной системе экологического контроля | Сам. работа | 5 | 6 | ОК 1, ОК 5, ОК 6 | Л1.1 |
2.7. | Организация проведения экологического аудирования объекта | Лекции | 5 | 4 | ОК 2, ОК 4, ОК 9 | Л1.1 |
2.8. | Значение экологического аудита для деятельности предприятия | Практические | 5 | 4 | ОК 2, ПК 4.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Современные методы в практике экологического аудирования объектов | Лекции | 5 | 2 | ОК 2, ОК 8 | Л1.1 |
2.10. | Экологический аудит производства | Практические | 5 | 4 | ОК 6, ОК 7, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 | Л1.1 |
2.11. | Аудит природопользования в системе экологического менеджмента | Лекции | 5 | 2 | ОК 1, ОК 4, ОК 9 | Л1.1 |
2.12. | Экологический аудит системы экологического менеджмента предприятия | Практические | 5 | 2 | ПК 4.1, ПК 4.3 | Л1.1 |
2.13. | Определение международной ответственности за экологические правонарушения | Сам. работа | 5 | 2 | ОК 2, ОК 9 | Л1.1 |
2.14. | Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. | Практические | 5 | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Закреплен в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Закреплен в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кукин П.П., Колесников Е.Ю., Колесникова Т.М. | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Боголюбов С.А. - Отв. ред. | ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс Moodle Экологическая экспертиза и экологический аудит (преподаватель Лут Е.Ю.) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Приложения MS Office: -Windows, -MS PowerPoint, -MS Word, MS Exel. 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или htpp://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (htpp://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (htpp://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
214Н | кабинет экологических основ природопользования; кабинет экономики природопользования; кабинет природопользования; кабинет экологии и охраны окружающей среды – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
310Н | методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией. |
При изучении междисциплинарного курса используются следующие формы работы: 1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем. 2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. Посещаемость практических занятий входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу. Задания к практическим занятиям содержатся в плане занятий. При подготовке к практическому занятию следует: - использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала; - подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации; - разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме занятия. По темам междисциплинарного курса в конце обучения проводится тестовый опрос и итоговая контрольная работа. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на практическом занятии и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов. 3. Самостоятельная работа включает в себя - подготовку к практическому занятию, изучение нормативно-правовых актов по изучаемой теме (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы); - выполнение творческой работы; - анализ с первоисточниками по рекомендациям преподавателя; - знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам. 4. Работа с контрольно-измерительными материалами. По каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Предложены варианты эссе и приведены критерии оценки и требования к написанию данного вида работы. 5. Дифференцированный зачет по МДК 04.03 «Экологическая экспертиза и экологический аудит». Зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам междисциплинарного курса. Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, глоссарием, своими конспектами лекций и практических занятий, выполненными самостоятельными работами. Критерии для получения экзаменационной балльной оценки по МДК 04.03 «Экологическая экспертиза и экологический аудит» по балльно-рейтинговой шкале. При реализации учебной дисциплины МДК 04.03 «Экологическая экспертиза и экологический аудит» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных занятий: лекция-беседа. При проведении практических занятий: ролевая игра, работа в малых группах, доклад-визуализация. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в оформлении презентации. |