МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Экологическая экспертиза и экологический аудит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РИПК_3_2021
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 126 126 126 126

Программу составил(и):
Преподаватель высшей категории, Коверникова Евгения Юрьевна

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, доцент , Горбачев Владимир Николаевич

Рабочая программа дисциплины
Экологическая экспертиза и экологический аудит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Рациональное использование природохозяйственных комплексов
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 06.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 26.05.2021 г. № 05
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понятие структуры экологического законодательства Российской Федерации
Улучшить навыки обращения с экологическим законодательством

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ПК 4.1 Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт
ПК 4.2 Проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами
ПК 4.3 Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Типовые формы учетной документации и государственной экологической статистической отчетности в организациях отрасли антропогенного воздействия на окружающую среду
Методики расчета предельно-допустимых концентраций и предельно-допустимых выбросов
Характеристики промышленных загрязнений
Санитарно-гигиенические и экологические нормативы
3.2.Уметь:
3.2.1.Пользоваться правовой и нормативной технической документацией по вопросам экологического мониторинга
Обрабатывать анализировать и обобщать материалы наблюдений и измерений составлять формы статистической отчетности
Производить расчеты по определению величины экономического ущерба и рисков для природной среды
Проводить расчеты по определению экономической эффективности процессов и технологий природопользования и природообустройства
Проводить расчеты платы за пользование природными ресурсами
Собирать и систематизировать данные для экологической экспертиза и экологического аудита
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Индивидуальной работы или работы в составе группы по составлению итоговых отчетов о результатах экологического мониторинга в соответствии с нормативными документами
Работы в составе групп по расчетам и оценке экономического ущерба и рисков для природной среды связанных с антропогенной деятельностью или вызванными природными или техногенными катаклизмами
Сбора и систематизации данных для экологической экспертизы и экологического аудита

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экологическая экспетиза
1.1. Введение в экологическую экспертизу как превентивный вид природоохранной деятельности Лекции 5 4 ОК 1, ОК 4 Л1.1
1.2. Дополнение материалов лекции Введение в экологическую экспертизу как превентивный вид природоохранной деятельности Сам. работа 5 2 ОК 1 Л1.1
1.3. Экологическое право как отрасль Российского права Практические 5 4 ОК 4, ОК 5, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Подготовка докладов по теме Экологическое право как отрасль Российского права Сам. работа 5 4 ОК 1, ОК 4, ОК 5 Л2.1, Л1.1
1.5. Правовые и нормативно-методические основы проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации Лекции 5 4 ОК 2, ОК 3, ОК 6 Л1.1
1.6. Характеристика этапов развития экологического права России Сам. работа 5 2 ОК 2, ОК 8 Л2.1, Л1.1
1.7. Дополнение материалов лекции правовые и нормативно-методические основы проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации Сам. работа 5 4 ОК 2, ОК 9 Л2.1, Л1.1
1.8. Экологическое обоснование проектов Практические 5 4 ОК 2, ОК 5, ПК 4.1, ПК 4.3 Л1.1
1.9. Современные методы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы Лекции 5 4 ОК 2, ОК 8 Л2.1, Л1.1
1.10. Характеристика распределения полномочий между гос органами Сам. работа 5 6 ОК 2, ОК 8 Л2.1, Л1.1
1.11. Экологическое обоснование размещения Практические 5 4 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 4.2, ПК 4.3 Л1.1
1.12. Экологическая эксперитза проектов Практические 5 4 ОК 4, ОК 8, ПК 4.2, ПК 4.3 Л1.1
1.13. Порядок организации и проведения государственной экспертизы в РоФ Лекции 5 2 ОК 2, ОК 4 Л1.1
1.14. Определение степени участия граждан и общественности в управлении экологией Сам. работа 5 2 ОК 2, ОК 9 Л1.1
1.15. Обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности Практические 5 2 ОК 2, ОК 5, ПК 4.3 Л1.1
1.16. Теоретические и методические основы оценки экологического риска технических проектов при экологической экспертизе Лекции 5 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 Л1.1
1.17. Дополнение материалов лекции Ттеоретические и методические основы оценки экологического риска технических проектов при экологической экспертизе Сам. работа 5 4 ОК 4, ОК 5 Л1.1
1.18. Оценка экологических рисков Практические 5 2 ПК 4.2 Л1.1
1.19. Оценка воздействия на окружающую среду - основа экологической экспертизы проектов Лекции 5 4 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1
1.20. Программа ОВОС Практические 5 4 ОК 2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1
1.21. ОВОС предприятия Практические 5 6 ОК 2, ОК 5, ОК 7, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1
1.22. Выполнение проекта ОВОС предприятия Сам. работа 5 6 ОК 9, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Экологический аудит
2.1. Введение в экологический аудит как спецефический вид природоохранной деятельности Лекции 5 4 ОК 1, ОК 5, ОК 9 Л1.1
2.2. Выполнение экологического аудирования предприятия Сам. работа 5 4 ОК 2, ПК 4.2 Л1.1
2.3. Экологический аудит как процедура экологического контроля Практические 5 4 ОК 2, ПК 4.3 Л1.1
2.4. Нормативно правовая база экологического аудита Лекции 5 2 ОК 4, ОК 5 Л1.1
2.5. Экологический аудит в международной системе экологического контроля Практические 5 4 ПК 4.1, ПК 4.3 Л1.1
2.6. Подготовка докладов по теме Экологический аудит в международной системе экологического контроля Сам. работа 5 6 ОК 1, ОК 5, ОК 6 Л1.1
2.7. Организация проведения экологического аудирования объекта Лекции 5 4 ОК 2, ОК 4, ОК 9 Л1.1
2.8. Значение экологического аудита для деятельности предприятия Практические 5 4 ОК 2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1
2.9. Современные методы в практике экологического аудирования объектов Лекции 5 2 ОК 2, ОК 8 Л1.1
2.10. Экологический аудит производства Практические 5 4 ОК 6, ОК 7, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 Л1.1
2.11. Аудит природопользования в системе экологического менеджмента Лекции 5 2 ОК 1, ОК 4, ОК 9 Л1.1
2.12. Экологический аудит системы экологического менеджмента предприятия Практические 5 2 ПК 4.1, ПК 4.3 Л1.1
2.13. Определение международной ответственности за экологические правонарушения Сам. работа 5 2 ОК 2, ОК 9 Л1.1
2.14. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 5 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   КОНТРОЛЬ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кукин П.П., Колесников Е.Ю., Колесникова Т.М. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбов С.А. - Отв. ред. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Moodle Экологическая экспертиза и экологический аудит (преподаватель Лут Е.Ю.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Office:
-Windows,
-MS PowerPoint,
-MS Word,
MS Exel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или htpp://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (htpp://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (htpp://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
214Н кабинет экологических основ природопользования; кабинет экономики природопользования; кабинет природопользования; кабинет экологии и охраны окружающей среды – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. Посещаемость практических занятий входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
Задания к практическим занятиям содержатся в плане занятий. При подготовке к практическому занятию следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме занятия.
По темам междисциплинарного курса в конце обучения проводится тестовый опрос и итоговая контрольная работа. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на практическом занятии и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа включает в себя - подготовку к практическому занятию, изучение нормативно-правовых актов по изучаемой теме (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- выполнение творческой работы;
- анализ с первоисточниками по рекомендациям преподавателя;
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Работа с контрольно-измерительными материалами. По каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Предложены варианты эссе и приведены критерии оценки и требования к написанию данного вида работы.
5. Дифференцированный зачет по МДК 04.03 «Экологическая экспертиза и экологический аудит».
Зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам междисциплинарного курса.
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, глоссарием, своими конспектами лекций и практических занятий, выполненными самостоятельными работами.
Критерии для получения экзаменационной балльной оценки по МДК 04.03 «Экологическая экспертиза и экологический аудит» по балльно-рейтинговой шкале.

При реализации учебной дисциплины МДК 04.03 «Экологическая экспертиза и экологический аудит» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: ролевая игра, работа в малых группах, доклад-визуализация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в оформлении презентации.