МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Образовательная политика в зарубежных странах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2021
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, М.А. Широкова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, О.С. Киреева

Рабочая программа дисциплины
Образовательная политика в зарубежных странах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 19.05.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 19.05.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целью курса является формирование у обучающихся навыков анализа образовательной политики государства на различных уровнях и в различных аспектах.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

-анализ образовательной политики как принятия решений и их реализацию в контексте взаимодействия интересов государства, регионов и других «игроков» на социально-политической арене;

-интерпретация «скрытых проектов» в документах образовательной политики (базовые принципы, цели, задачи, средства);

-определение тенденций и прогнозов относительно приоритетов образовательной политики;

-анализ разработки и реализации образовательной политики;

-определение типа данных, необходимых для полноценного политического анализа в области образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.24.ДВ.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью применять знания в области политических наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной, организационно-управленческой и проектной деятельности
ОПК-9 способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-5 способностью использовать полученные знания и навыки в области политологических дисциплин для разработки учебно-методических материалов по обществознанию и обществоведческим курсам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об объекте, методах и функциях политики в области образования;
- знать историю политики в области образования в зарубежных странах;
- - иметь общее представление об основных видах деятельности преподавателя и о возможностях их совершенствования с помощью образовательной политики;
- иметь представление о роли образования в формировании политической системы государства и гражданского общества;
- знать социально-политические аспекты образования зарубежных стран и их особенности;
- знать важнейшие события и явления, имена государственных, общественных и педагогических деятелей, определявших ход мировой политики в области образования.
- методы оценки государственной политики в современном государстве;
- основные элементы правительственных стратегий реформирования образования;
- современные правительственные проекты образовательных реформ;
- систему и основные направления образовательного законодательства в зарубежных странах.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать направления государственной политики в сфере образования;
- применять знания в области образовательной политики в профессиональной сфере;
- проводить критический анализ в области образовательной политики и ее конкретной реализации в интересах государства, региона и вуза;
- формировать аргументацию при определении основных направлений и прогнозов относительно приоритетов образовательной политики;
- интерпретировать базовые принципы, цели и задачи, а также способы их достижения в документах образовательной политики;
- использовать возможности и пределы законодательного регулирования образовательной политики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- понятийным аппаратом, общеупотребительной лексикой теории и практики образовательной политики;
- навыками оценивания эффективности государственной образовательной политики;
- способностью применять знания по политическим научным дисциплинам в образовательной деятельности;
- - методами оценки государственной образовательной политики в современном государстве в связи с общими тенденциями экономического, социального и культурного развития;
- навыками работы с нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность;
- навыками анализа и эффективного применения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере образовательной политики;
навыками использования новейших методик, знаний и навыков в области политологических дисциплин в образовательном процессе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Базовые представления теории образовательной политики
1.1. Основные положения теории образовательной политики Лекции 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.2. Основные положения теории образовательной политики Практические 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
1.3. Политика в сфере образования и образовательная политика. Сам. работа 7 8 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. 2. Политические и аналитические документы в области образовательной политики
2.1. Национальная доктрина образования Лекции 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
2.2. Особенности аналитических документов в области образовательной политики Практические 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4
2.3. Особенности аналитических документов в области образовательной политики Сам. работа 7 10 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 3. 3. Анализ образовательной политики в масштабах образовательной системы
3.1. Основные элементы правительственной стратегии реформирования образования в 90-е годы и попытки ее реализации Лекции 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.4
3.2. Этапы реформирования образования Практические 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4
3.3. Сравнительный анализ образовательных систем Сам. работа 7 10 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. 4. Основные тенденции мирового развития систем образования.
4.1. Приоритеты образовательной политики зарубежных стран. Лекции 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.2. Основные направления образовательной политики зарубежных стран Практические 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.3. Актуальные темы современной образовательной политики Сам. работа 7 10 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4
4.4. Образование в современном мире: проблемы и задачи Сам. работа 7 10 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века : учебник для академического бакалавриата (Серия : Бакалавр. Академический курс) М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DD200779-FEB1-41AC-BFBF-FE58D0653608
Л1.2 Князев, Е. А. История педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/5EBFCD4D-A815-43EF-9796-8802434F7610
Л1.3 Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/C51CEBE0-ABF4-4F69-9460-B1184FF93804
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маркова А. Н., Федулов Ю. К. История государственного управления в России: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.2 под ред. В.И. Байденко Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход: учебное пособие , 2009
Л2.3 под ред. В. И. Байденко Болонский процесс. Концептуально-методологические проблемы качества высшего образования: учебное пособие , 2009
Л2.4 Азизова Н.Р., Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога. поликультурная и информационная компетентность: Учебное пособие Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Попова И.В. Актуальные аспекты педагогической инноватики в высшем профессиональном образовании: учебное пособие УрГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сетевой портал журнала «Полис» www.polisportal.ru
Э2 Журнал «Полис» («Политические исследования») www.politstudies.ru
Э3 Хронос. Всемирная история в интернете http://www. hrono.info
Э4 Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин www.hrono.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э6 федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование" http://www. humanities.edu.ru
Э7 Цифровая библиотека по философии filosof.historic.ru
Э8 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Образовательная политика в зарубежных странах» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о специфике и содержании образовательной политики разных стран. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Образовательная политика в зарубежных странах» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат статистические, научные и методические материалы по различным аспектам курса, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, а также поисковые системы "Гарант" и "Консультант Плюс".