МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Публичная речь

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2021
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Публичная речь

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 ПОЛИТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доц. С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Формирование представления об особенностях публичной речи; овладение умениями эффективного коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в любых профессиональных и социально значимых ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-3 владением навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые особенности и базовые основы и принципы грамотного построения публичной речи в устной и письменной и готов к речевой коммуникации на русском языке в сфере публичного общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать базовые средства устной и письменной русской речи и применять базовые принципы построения публичной устной и письменной речи в профессиональной деятельности для коммуникации на русском языке в сфере публичной коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формами устной и письменной речи и базовыми навыками грамотного построения публичной речи в устной и письменной форме для ее эффективного использования в сфере публичной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Публичная речь: дискурчивно-риторическая характеристика
1.1. Публичная речь и публичный дискурс: содержание, структура, языковые особенности Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Нормативные аспекты публичной речи. Языковая аномалия и языковая норма. Общее представление о языковой норме. Критерии нормы. Сигналы наличия ошибки в речи. Последствия нарушения норм. Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Язык и речь как источник речевых конфликтов в публичной коммуникации Сам. работа 1 8 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Публичная речь в структурно-логическом, содержательном и композиционном аспектах. Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Структура логичной речи и правила ее построения Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Текст как запечатленная мысль: структурно-логический и композиционный анализ Сам. работа 1 8 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Речевые риски в публичной коммуникации: функции, схема, содержание понятия. Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Побудительные речевые акты и последствия их использования в публичной коммуникации Практические 1 4 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Речевое поведение политика: лингвоправовой аспект Сам. работа 1 10 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.10. Технологии подготовки к публичным выступлениям. Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.11. Культура ведения полемики Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.12. Великие ораторы современности Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Коммуникативные технологии в риторике
2.1. Основы состязательной коммуникации и их роль подготовке публичной речи. Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Предпосылки состязательной коммуникации Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Психологический и логические предпосылки состязательной коммуникации Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Языковые предпосылки состязательной коммуникации Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Суггестия и рационализация как элементы воздействия в публичной коммуникации Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Этикетные нормы деловой и публичной речи Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Нормы политического речевого этикета Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Функции языка и речи. Публичная речь: определение, особенности
Основы подготовки публичной речи. Алгоритм подготовки к выступлению.
Технологии подготовки к публичным выступлениям. Формирование мнения об ораторе
Подготовка к вопросно-ответной части публичной речи
Аудиовизуальное сопровождение публичной речи
Исполнение речи. Речевое мышление вместо чтения текста.
Основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция
Темп речи и ее смысловое восприятие. Значение паузы в речи
Ошибки начинающего оратора
Подготовка и презентация публичной речи
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Написать начало публичной речи на заданную тему.
2. Найти стилистические приемы в текстах речей известных политиков.
3. Сравнить презентационные техники выступлений разных политиков.
4. Разработать систему аргументов в защиту позиции.
5. Разработать систему контраргументов для опровержения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.прикрепленный файл
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Публичная речь_П_.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2010
Л1.2 Москвин В.П Риторика и теория аргументации : Юрайт, 2020 pay.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова Риторика для делового человека : учеб. пособие М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт // ЭБС "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Стернин, Иосиф Абрамович Практическая риторика: учеб. пособие для студентов вузов М. : Академия, 2010
Л2.3 Москвин В.П. Аргументативная риторика: учеб. пособие Ростов н/Дону, 2008
Л2.4 Ипполитова Н. А. Риторика: учебник М.: Проспект, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Муштук О.З. Слагаемые адресного подхода к подходу // http://www.elitarium.ru/2012/06/22/adresnyj_podkhod_k_auditorii.html
Э2 Львов М.Р. Пробуждение и поддержание интереса слушателей // http://www.elitarium.ru/2012/03/07/podderzhanie_interesa_slushatelej.html
Э3 Измайлова М.А. Влияние и контроль с помощью формулирования и постановки вопросов // http://www.elitarium.ru/2011/08/17/vlijanie_kontrol_postanovka_voprosov.html
Э4 Евтихов О.В. Напутсвие оратору // http://www.elitarium.ru/2011/06/03/naputstvie_oratoru.html
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации студентам

Самостоятельная работа студента состоит из нескольких отдельных блоков: анализ лекционного материала; подготовка к семинарским занятиям; чтение и реферирование литературы; подготовка к зачету.
Анализ лекционного материала. Пройденный на лекциях материал, как правило, носящий теоретико-методологический характер, требует обязательной самостоятельной рефлексии студента. Для более эффективного освоения курса целесообразно анализировать лекционный материал следующим образом: повторно прочитав конспект лекции, необходимо пристальное внимание уделить ключевым понятиям темы, обратившись к рекомендованной учебной литературе. Следующий шаг – поиск подтверждающих и критических аргументов к каждой изученной теме. Указанные аргументы должны представлять как минимум два базовых видения: обыденный, жизненный опыт студента и научные аргументы других теорий. Весьма полезно фиксировать в конспектах лекций найденные аргументы для последующего содержательного анализа и обсуждения на семинарах. Обращение к жизненному опыту студента преследует цель внести вклад в формирование политического мышления, позволяющего видеть общее в частном и необычное в банальном.
Поиск студентом критических аргументов помогает развитию специфических навыков и умений, весьма актуальных в условиях мультипарадигмальности современного мира, является основой формирования у студентов научного подхода, требующего известного скептицизма. Основное требование к найденным аргументам – они должны быть тщательно обоснованы.
Подготовка к семинарским занятиям. Поскольку активность студента на семинарах является предметом его продвижения в освоении курса, подготовка к семинарским занятиям требует ответственного отношения. В связи с указанным требованием целесообразно иметь отдельную тетрадь для докладов на семинарах. Не допускается также и распределение вопросов к семинару среди студентов группы, в результате которого отдельный студент является не готовым к конструктивному обсуждению «не своего» вопроса. Все вопросы к семинару должны быть письменно проработаны каждым студентом. Для более эффективной подготовки к семинарским занятиям целесообразно активно использовать ресурсы сети Интернет, список которых приведен в рабочей программе. Можно обращаться и к другим Интернет-ресурсам, однако, в любом случае необходимо выдерживать единое требование – исчерпывающая ссылка, обеспечивающая возможность проверки источника информации, обязательна.
Чтение учебной литературы. Изучение учебной литературы к курсу (как основной, так и дополнительной) является важнейшим требованием и основным индикатором освоения содержания курса. Основные методические рекомендации к чтению литературы следующие:
• Не рекомендуется пропускать чтение вступления, введения и других вспомогательных частей текста, выступающих в качестве инструментов, организующих навигацию по тексту и позволяющих более глубоко понять авторский замысел.
• Весьма продуктивным является чтение текста с параллельным выписыванием основных теоретических постулатов, авторской аргументации, интересных примеров и других фрагментов текста в виде цитат. Цитаты должны быть точными, с указанием автора текста, страницы и полного описания источника.


Задания для самостоятельной работы студентов

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Функции языка и речи. Публичная речь: определение, особенности
Что такое язык и речь?
Какие виды речевой деятельности Вы знаете?
Перечислите функции языка и речи.
Охарактеризуйте национальную систему языка.
Дайте определение публичной речи.
Перечислите особенности публичной речи.

Основы подготовки публичной речи. Алгоритм подготовки к выступлению. Технологии подготовки к публичным выступлениям. Формирование мнения об ораторе
Охарактеризуйте алгоритм подготовки к выступлению.
Охарактеризуйте каждый из этапов алгоритма.
Какие технологии подготовки к публичным выступлениям вам известны?
Как формируется мнение об ораторе?
Подготовка к вопросно-ответной части публичной речи
Что представляет собой вопросно-ответная часть публичного выступления?
Каким требованиям должна отвечать вопросно-ответная часть публичного выступления?

Аудиовизуальное сопровождение публичной речи
Каковы особенности аудиовизуального сопровождения публичной речи?
Что такое электронные презентации?
Перечислите достоинства и недостатки презентаций.
Каким требованиям должна отвечать презентация?

Исполнение речи. Речевое мышление вместо чтения текста. Основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция
В чем особенность речевого мышления?
Охарактеризуйте основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция.

Темп речи и ее смысловое восприятие. Значение паузы в речи
Что представляет быстрота речи?
Что представляет длительность звучания отдельных слов?
В чем состоит сложность восприятия быстрой, вялой монотонной речи?
Каков оптимальный темп речи?
Что такое пауза?
Охарактеризуйте нужные моменты для пауз в публичной речи.

Ошибки начинающего оратора
Охарактеризуйте основные ошибки начинающего оратора.