Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Общий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. С.В. Доронина
1.1. | Формирование представления об особенностях публичной речи; овладение умениями эффективного коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в любых профессиональных и социально значимых ситуациях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОПК-3 | владением навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые особенности и базовые основы и принципы грамотного построения публичной речи в устной и письменной и готов к речевой коммуникации на русском языке в сфере публичного общения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать базовые средства устной и письменной русской речи и применять базовые принципы построения публичной устной и письменной речи в профессиональной деятельности для коммуникации на русском языке в сфере публичной коммуникации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | формами устной и письменной речи и базовыми навыками грамотного построения публичной речи в устной и письменной форме для ее эффективного использования в сфере публичной коммуникации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Публичная речь: дискурчивно-риторическая характеристика | ||||||
1.1. | Публичная речь и публичный дискурс: содержание, структура, языковые особенности | Лекции | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Нормативные аспекты публичной речи. Языковая аномалия и языковая норма. Общее представление о языковой норме. Критерии нормы. Сигналы наличия ошибки в речи. Последствия нарушения норм. | Практические | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Язык и речь как источник речевых конфликтов в публичной коммуникации | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.4. | Публичная речь в структурно-логическом, содержательном и композиционном аспектах. | Лекции | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.5. | Структура логичной речи и правила ее построения | Практические | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.6. | Текст как запечатленная мысль: структурно-логический и композиционный анализ | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Речевые риски в публичной коммуникации: функции, схема, содержание понятия. | Лекции | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Побудительные речевые акты и последствия их использования в публичной коммуникации | Практические | 1 | 4 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Речевое поведение политика: лингвоправовой аспект | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.10. | Технологии подготовки к публичным выступлениям. | Лекции | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.11. | Культура ведения полемики | Практические | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.12. | Великие ораторы современности | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 2. Коммуникативные технологии в риторике | ||||||
2.1. | Основы состязательной коммуникации и их роль подготовке публичной речи. | Лекции | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.2. | Предпосылки состязательной коммуникации | Практические | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.3. | Психологический и логические предпосылки состязательной коммуникации | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.4. | Языковые предпосылки состязательной коммуникации | Практические | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.5. | Суггестия и рационализация как элементы воздействия в публичной коммуникации | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.6. | Этикетные нормы деловой и публичной речи | Практические | 1 | 2 | ОК-5, ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.7. | Нормы политического речевого этикета | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-5, ОПК-3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Функции языка и речи. Публичная речь: определение, особенности Основы подготовки публичной речи. Алгоритм подготовки к выступлению. Технологии подготовки к публичным выступлениям. Формирование мнения об ораторе Подготовка к вопросно-ответной части публичной речи Аудиовизуальное сопровождение публичной речи Исполнение речи. Речевое мышление вместо чтения текста. Основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция Темп речи и ее смысловое восприятие. Значение паузы в речи Ошибки начинающего оратора Подготовка и презентация публичной речи |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Написать начало публичной речи на заданную тему. 2. Найти стилистические приемы в текстах речей известных политиков. 3. Сравнить презентационные техники выступлений разных политиков. 4. Разработать систему аргументов в защиту позиции. 5. Разработать систему контраргументов для опровержения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.прикрепленный файл |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Публичная речь_П_.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Введенская Л. А., Павлова Л. Г. | Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д: Феникс, 2010 | |
Л1.2 | Москвин В.П | Риторика и теория аргументации : | Юрайт, 2020 | pay.urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова | Риторика для делового человека : учеб. пособие | М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт // ЭБС "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Стернин, Иосиф Абрамович | Практическая риторика: учеб. пособие для студентов вузов | М. : Академия, 2010 | |
Л2.3 | Москвин В.П. | Аргументативная риторика: учеб. пособие | Ростов н/Дону, 2008 | |
Л2.4 | Ипполитова Н. А. | Риторика: учебник | М.: Проспект, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Муштук О.З. Слагаемые адресного подхода к подходу // http://www.elitarium.ru/2012/06/22/adresnyj_podkhod_k_auditorii.html | |||
Э2 | Львов М.Р. Пробуждение и поддержание интереса слушателей // http://www.elitarium.ru/2012/03/07/podderzhanie_interesa_slushatelej.html | |||
Э3 | Измайлова М.А. Влияние и контроль с помощью формулирования и постановки вопросов // http://www.elitarium.ru/2011/08/17/vlijanie_kontrol_postanovka_voprosov.html | |||
Э4 | Евтихов О.В. Напутсвие оратору // http://www.elitarium.ru/2011/06/03/naputstvie_oratoru.html | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации студентам Самостоятельная работа студента состоит из нескольких отдельных блоков: анализ лекционного материала; подготовка к семинарским занятиям; чтение и реферирование литературы; подготовка к зачету. Анализ лекционного материала. Пройденный на лекциях материал, как правило, носящий теоретико-методологический характер, требует обязательной самостоятельной рефлексии студента. Для более эффективного освоения курса целесообразно анализировать лекционный материал следующим образом: повторно прочитав конспект лекции, необходимо пристальное внимание уделить ключевым понятиям темы, обратившись к рекомендованной учебной литературе. Следующий шаг – поиск подтверждающих и критических аргументов к каждой изученной теме. Указанные аргументы должны представлять как минимум два базовых видения: обыденный, жизненный опыт студента и научные аргументы других теорий. Весьма полезно фиксировать в конспектах лекций найденные аргументы для последующего содержательного анализа и обсуждения на семинарах. Обращение к жизненному опыту студента преследует цель внести вклад в формирование политического мышления, позволяющего видеть общее в частном и необычное в банальном. Поиск студентом критических аргументов помогает развитию специфических навыков и умений, весьма актуальных в условиях мультипарадигмальности современного мира, является основой формирования у студентов научного подхода, требующего известного скептицизма. Основное требование к найденным аргументам – они должны быть тщательно обоснованы. Подготовка к семинарским занятиям. Поскольку активность студента на семинарах является предметом его продвижения в освоении курса, подготовка к семинарским занятиям требует ответственного отношения. В связи с указанным требованием целесообразно иметь отдельную тетрадь для докладов на семинарах. Не допускается также и распределение вопросов к семинару среди студентов группы, в результате которого отдельный студент является не готовым к конструктивному обсуждению «не своего» вопроса. Все вопросы к семинару должны быть письменно проработаны каждым студентом. Для более эффективной подготовки к семинарским занятиям целесообразно активно использовать ресурсы сети Интернет, список которых приведен в рабочей программе. Можно обращаться и к другим Интернет-ресурсам, однако, в любом случае необходимо выдерживать единое требование – исчерпывающая ссылка, обеспечивающая возможность проверки источника информации, обязательна. Чтение учебной литературы. Изучение учебной литературы к курсу (как основной, так и дополнительной) является важнейшим требованием и основным индикатором освоения содержания курса. Основные методические рекомендации к чтению литературы следующие: • Не рекомендуется пропускать чтение вступления, введения и других вспомогательных частей текста, выступающих в качестве инструментов, организующих навигацию по тексту и позволяющих более глубоко понять авторский замысел. • Весьма продуктивным является чтение текста с параллельным выписыванием основных теоретических постулатов, авторской аргументации, интересных примеров и других фрагментов текста в виде цитат. Цитаты должны быть точными, с указанием автора текста, страницы и полного описания источника. Задания для самостоятельной работы студентов Язык и речь. Виды речевой деятельности. Функции языка и речи. Публичная речь: определение, особенности Что такое язык и речь? Какие виды речевой деятельности Вы знаете? Перечислите функции языка и речи. Охарактеризуйте национальную систему языка. Дайте определение публичной речи. Перечислите особенности публичной речи. Основы подготовки публичной речи. Алгоритм подготовки к выступлению. Технологии подготовки к публичным выступлениям. Формирование мнения об ораторе Охарактеризуйте алгоритм подготовки к выступлению. Охарактеризуйте каждый из этапов алгоритма. Какие технологии подготовки к публичным выступлениям вам известны? Как формируется мнение об ораторе? Подготовка к вопросно-ответной части публичной речи Что представляет собой вопросно-ответная часть публичного выступления? Каким требованиям должна отвечать вопросно-ответная часть публичного выступления? Аудиовизуальное сопровождение публичной речи Каковы особенности аудиовизуального сопровождения публичной речи? Что такое электронные презентации? Перечислите достоинства и недостатки презентаций. Каким требованиям должна отвечать презентация? Исполнение речи. Речевое мышление вместо чтения текста. Основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция В чем особенность речевого мышления? Охарактеризуйте основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция. Темп речи и ее смысловое восприятие. Значение паузы в речи Что представляет быстрота речи? Что представляет длительность звучания отдельных слов? В чем состоит сложность восприятия быстрой, вялой монотонной речи? Каков оптимальный темп речи? Что такое пауза? Охарактеризуйте нужные моменты для пауз в публичной речи. Ошибки начинающего оратора Охарактеризуйте основные ошибки начинающего оратора. |