Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Общий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 41 | 41 | 41 | 41 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 19.05.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор И.В. Черданцева
1.1. | Целью дисциплины «Этнополитология» является формирование этнополитических знаний в процессе политического управления, а также организация работы в коллективах с учетом культурных, этнических и конфессиональных различий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-3 | владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | объект, предмет, базовые категории, методы и функции, основные направления и концепции этнополитологии; специфику российской школы этнополитологии и национальной сферы общества; сущность этнополитики; зарубежный и отечественный опыт этнополитики; политический статус этноса и формы этнического самоопределения; особенности национального государства; особенности этнополитического конфликта; теорию и практику национализма; сущность и специфику национальных и националистических движений; современные тенденции развития межэтнических взаимоотношений на международном уровне |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | прогнозировать обострение этнополитических процессов в коллективе и, если это необходимо, формировать толерантность в нем на конкретных примерах; анализировать этнополитические явления для выделения причин той или иной этнополитической ситуации, путей их развития и последствий; подбирать необходимый справочный материал для выявления специфики этнополитических процессов современности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками прогноза обострения этнополитических процессов в коллективе и, если это необходимо, навыками формирования толерантности в нем на конкретных примерах; навыками анализа этнополитических явлений для выделения причин той или иной этнополитической ситуации, путей их развития и последствий; навыками подбора необходимого справочного материала для выявления специфики этнополитических процессов современности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы этнополитологии | ||||||
1.1. | Этнополитология как наука. Прогноз обострения этнополитических процессов в коллективе и формирование толерантности в нем на конкретных примерах | Лекции | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные направления и концепции этнополитологии | Практические | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основные направления и концепции этнополитологии | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Российская школа этнополитологии | Практические | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Российская школа этнополитологии | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Национальная сфера общества | Практические | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Национальная сфера общества | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Этнополитика и национальное государство | ||||||
2.1. | Этнополитика: определение, предмет, управленческие задачи, модели | Лекции | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Зарубежный опыт этнополитики | Практические | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Зарубежный опыт этнополитики | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Этнополитика в истории России и на современном этапе | Практические | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Этнополитика в истории России и на современном этапе | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения | Лекции | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения | Практические | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Национальное государство | Практические | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Национальное государство | Лекции | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Национальное государство | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Национализм и национальные движения, современные этнополитические процессы | ||||||
3.1. | Теория и практика национализма | Практические | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Теория и практика национализма | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире | Практические | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Этнополитические конфликты | Лекции | 5 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Этнополитические конфликты | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Анализ причин этнополитических явлений ситуаций, путей их развития и последствий; подбор необходимого справочного материала для выявления специфики этнополитических процессов современности. Анализ этнополитического конфликта. | Практические | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Анализ причин этнополитических явлений ситуаций, путей их развития и последствий; подбор необходимого справочного материала для выявления специфики этнополитических процессов современности. Анализ этнополитического конфликта. | Сам. работа | 5 | 7 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Этничность и глобализация | Практические | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Этничность и глобализация | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.11. | Итоговые вопросы | Экзамен | 5 | 27 | ОК-6, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Этнополитология.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шабаев, Ю. П. | Этнополитология/ Ю.П. Шабаев; А.П. Садохин: | Москва : Юнити-Дана, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Ачкасов, Валерий Алексеевич | Этнополитология: Учебник для бакалавров/ Ачкасов В.А.- 2-е изд.: | М. : Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шелистов, Ю. И. | Этнополитология/ Ю.И. Шелистов.- : | Москва : Директ-Медиа, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Мнацаканян М. О. | Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: учебное пособие | Москва: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э2 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э4 | Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова | uwh.lib.msu.su | ||
Э5 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э6 | Киреева О.С. Этнополитология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Занятия со студентами по курсу «Этнополитология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о теоретико-методологических основах этнополитологии, об определении, предмете, управленческих задачах, моделях этнополитики; о политическом статусе этноса, формах этнического самоопределения, об условиях возникновения национального государства и современных тенденциях его развития, об этнополитическом конфликте. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия по курсу «Этнополитология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с его планом, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к нему следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на поставленные вопросы. На практическом занятии, прежде всего, важно выяснить основные направления и концепции этнополитологии в зарубежном и российском аспекте. Что позволит соотнести такие понятия как "этнос", "этническая общность", "нация". В этой связи, актуально выделить национальную сферу общества и проанализировать, что представляют собой национальное сознание, самосознание, выявить их структуру. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам этнополитологии, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. |