МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-4-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.наук, Доцент, А.В. Бутина

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 09.06.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 09.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные принципы сбора, отбора и обобщения информации;
- основные приемы работы с первоисточниками (философскими текстами) в учебном процессе и процессе научного исследования;
- специфику философии как способа познания и духовного освоения мира;
- основные разделы философского знания и этапы его развития;
- основные философские категории и особенности их понимания в различных исторических типах философии и авторских подходах.
- основные направления и проблематику современной философии;
- круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- систематизировать и соотносить разнородные идеи в процессе работы с философским текстом;
- раскрывать смысл выдвигаемых идей, представить рассматриваемые философские проблемы в развитии;
- анализировать проблемную ситуацию с применением положений и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- выявлять практическую ценность определенных философских положений и основания, на которых строится философская концепция или система;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии в коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий;
применять этические и межкультурные нормы в общении с представителями иных национальностей и конфессий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций;
- навыками работы с информационными объектами и сетью Интернет;
- навыками создания научных текстов;
- навыками восприятия и анализа философских текстов, содержащих оценку социокультурных и исторических фактов;
- приемами эстетической оценки явлений культуры, концепций и эпох с применением философских идей и категорий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философские идеи Востока как основа формирования межкультурного взаимодействия.
1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Практические 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.2. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Сам. работа 5 4 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.3. Проблема генезиса древнеиндийской философской мысли. Природные условия Индии. Социально-экономический строй и культура рабовладельческого общества древней Индии. Этапы развития древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские течения и школы. Специфические черты философии древней Индии. Проблема генезиса и развития китайской философской мысли. Вопрос о происхождении школ. Специфические черты древнекитайской философии. Географические и экономические условия древнего Китая. Особое отношение к сельскому хозяйству. Идеализация природы. Специфика семейной системы. Место философии в древнекитайской цивилизации, ее отношение к искусству и поэзии. Проблемы китайской философии, специфика форм их выражения. Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.4. Проблема генезиса древнеиндийской философской мысли. Природные условия Индии. Социально-экономический строй и культура рабовладельческого общества древней Индии. Этапы развития древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские течения и школы. Специфические черты философии древней Индии. Проблема генезиса и развития китайской философской мысли. Вопрос о происхождении школ. Специфические черты древнекитайской философии. Географические и экономические условия древнего Китая. Особое отношение к сельскому хозяйству. Идеализация природы. Специфика семейной системы. Место философии в древнекитайской цивилизации, ее отношение к искусству и поэзии. Проблемы китайской философии, специфика форм их выражения. Сам. работа 5 4 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.5. Место Конфуция в китайской философии. «Лунь юй» о личности Конфуция. Специфика этико-политического учения Конфуция. Учение о небе как высшем духовном существе и нравственном начале, идея мировой закономерности. Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу». Нравственный идеал и образ жизни совершенномудрого. Учение о благородном муже. Категория «вэнь» (культура, цивилизация) в конфуцианстве. Этапы истории даосизма. Первый этап даосизма: учение Ян Чжу. Ранние даосы и отшельники. Фундаментальные идеи Ян Чжу, представленные в «Дао Дэ цзине» и «Чжуан-цзы». Второй этап даосизма: Лао-цзы. Философские смыслы Дао. Принцип разворачивания Дао в мир. Категории простоты и естественности, принцип пустоты. Проблема достижения совершенства. Концепция «у вэй» («недеяние») как основа политической доктрины. Третий этап даосизма: Чжуан-цзы. Путь к достижению относительного счастья. Ограниченный взгляд. Знание высшего уровня и проблема абсолютного счастья. Методология мистицизма. Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.6. Место Конфуция в китайской философии. «Лунь юй» о личности Конфуция. Специфика этико-политического учения Конфуция. Учение о небе как высшем духовном существе и нравственном начале, идея мировой закономерности. Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу». Нравственный идеал и образ жизни совершенномудрого. Учение о благородном муже. Категория «вэнь» (культура, цивилизация) в конфуцианстве. Этапы истории даосизма. Первый этап даосизма: учение Ян Чжу. Ранние даосы и отшельники. Фундаментальные идеи Ян Чжу, представленные в «Дао Дэ цзине» и «Чжуан-цзы». Второй этап даосизма: Лао-цзы. Философские смыслы Дао. Принцип разворачивания Дао в мир. Категории простоты и естественности, принцип пустоты. Проблема достижения совершенства. Концепция «у вэй» («недеяние») как основа политической доктрины. Третий этап даосизма: Чжуан-цзы. Путь к достижению относительного счастья. Ограниченный взгляд. Знание высшего уровня и проблема абсолютного счастья. Методология мистицизма. Сам. работа 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.7. Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. Практические 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.8. Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. Сам. работа 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
Раздел 2. Особенности классического западноевропейского типа мышления.
2.1. Понятие Нового времени и его временные рамки. Специфика социально-исторических условий эпохи и ее ценностно-мировоззренческих ориентаций. Специфика проблематики нововременной философии. Особое место философии Нового времени в истории философии. Главные направления нововременной философии. Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
2.2. Понятие Нового времени и его временные рамки. Специфика социально-исторических условий эпохи и ее ценностно-мировоззренческих ориентаций. Специфика проблематики нововременной философии. Особое место философии Нового времени в истории философии. Главные направления нововременной философии. Сам. работа 5 8 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
2.3. Исторические предпосылки возникновения новых методов познания. Ф.Бэкон о переходе от умозрения к опытному знанию. Идолы разума – причины заблуждений в процессе познания. Индукция как путь познания истины. Рационализм Р.Декарта. Правила постижения истины сомневающимся умом. Методологическое сомнение Декарта. Отношение индукции и дедукции. Интуиция и ее роль в процессе познания. Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
2.4. Исторические предпосылки возникновения новых методов познания. Ф.Бэкон о переходе от умозрения к опытному знанию. Идолы разума – причины заблуждений в процессе познания. Индукция как путь познания истины. Рационализм Р.Декарта. Правила постижения истины сомневающимся умом. Методологическое сомнение Декарта. Отношение индукции и дедукции. Интуиция и ее роль в процессе познания. Сам. работа 5 8 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
2.5. Философские взгляды Ф. Бэкона в работе «Новый Органон» Учение об идолах: обоснование основных предрассудков, затемняющих свет истины. Характеристика индуктивного метода познания. Практические 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
2.6. Философские взгляды Ф. Бэкона в работе «Новый Органон» Учение об идолах: обоснование основных предрассудков, затемняющих свет истины. Характеристика индуктивного метода познания. Сам. работа 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
2.7. Общая характеристика философии Просвещения. Социально-политические и идейные предпосылки Просвещения. Деизм, механицизм и антиисторизм французских философов XVIII в. Возможность познания мира и природы. Сенсуализм и рационализм деятелей Просвещения. Общество и закономерности природы. Решающая роль знаний и наук (прежде всего естественных) для исправления социальных отношений и нравов. Вера в разум и прогресс. Критика церкви, религии и феодального строя. Детерминированность человеческого сознания и воли объективным миром. Концепция неизменности «человеческой природы». Критическая направленность философии Ф.М.Вольтера. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ). Жизненный путь. Борьба против клерикализма и приверженность ньютоновсой механике, локковскому сенсуализму и деизму. Переход к пантеистическим воззрениям. Обоснование существования бога как гаранта социального порядка. Сенсуализм. Механистически-материалистический подход к психофизической проблеме и допущение свободы воли человека. Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
2.8. Общая характеристика философии Просвещения. Социально-политические и идейные предпосылки Просвещения. Деизм, механицизм и антиисторизм французских философов XVIII в. Возможность познания мира и природы. Сенсуализм и рационализм деятелей Просвещения. Общество и закономерности природы. Решающая роль знаний и наук (прежде всего естественных) для исправления социальных отношений и нравов. Вера в разум и прогресс. Критика церкви, религии и феодального строя. Детерминированность человеческого сознания и воли объективным миром. Концепция неизменности «человеческой природы». Критическая направленность философии Ф.М.Вольтера. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ). Жизненный путь. Борьба против клерикализма и приверженность ньютоновсой механике, локковскому сенсуализму и деизму. Переход к пантеистическим воззрениям. Обоснование существования бога как гаранта социального порядка. Сенсуализм. Механистически-материалистический подход к психофизической проблеме и допущение свободы воли человека. Сам. работа 5 8 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
Раздел 3. Характерные черты неклассического и современного философствования.
3.1. Специфические черты философии А.Шопенгауэра. Метафизика А.Шопенгауэра: мир как воля и представление. Априорные формы представления: пространство, время, каузальность, деление мира на субъект и объект познания. Воля как иррациональная основа мира. Основные характеристики воли. Ступени объективации воли. «Война всех против всех». Проблема освобождения человека от воли к жизни и поиск путей освобождения. Созерцание «идей» как объектов искусства, этика сострадания, аскетический образ жизни. Философия Фр. Ницше. Периоды творчества Фр. Ницше, основные произведения. Учение о «дионисийском» и «аполлоническом» началах мира и культуры. Проблема интерпретации факта. «Становление», «жизнь» как основные онтологические категории, «воля к власти», идея «вечного возвращения». «Смерть Бога» и критика морали, программа переоценки религиозных и моральных ценностей. Ницше и нигилизм. «Последний человек» и идеал «сверхчеловека». Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.2. Специфические черты философии А.Шопенгауэра. Метафизика А.Шопенгауэра: мир как воля и представление. Априорные формы представления: пространство, время, каузальность, деление мира на субъект и объект познания. Воля как иррациональная основа мира. Основные характеристики воли. Ступени объективации воли. «Война всех против всех». Проблема освобождения человека от воли к жизни и поиск путей освобождения. Созерцание «идей» как объектов искусства, этика сострадания, аскетический образ жизни. Философия Фр. Ницше. Периоды творчества Фр. Ницше, основные произведения. Учение о «дионисийском» и «аполлоническом» началах мира и культуры. Проблема интерпретации факта. «Становление», «жизнь» как основные онтологические категории, «воля к власти», идея «вечного возвращения». «Смерть Бога» и критика морали, программа переоценки религиозных и моральных ценностей. Ницше и нигилизм. «Последний человек» и идеал «сверхчеловека». Сам. работа 5 6 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.3. Философия Ф. Ницше (работа «Антихристианин») Жизнь и творчество Ф. Ницше. Критика Ницше христианской морали. Обоснование жизни как проявления воли к власти Практические 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.4. Философия Ф. Ницше (работа «Антихристианин») Жизнь и творчество Ф. Ницше. Критика Ницше христианской морали. Обоснование жизни как проявления воли к власти Сам. работа 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.5. Феноменология М. Хайдеггера. Критика классической метафизики и принципы экзистенциально-феноменологического анализа. Переход от представления к пред-стоянию вещи. Категориальная «четверица» и пластика языка у М. Хайдеггера. Язык как «дом бытия» Проблема ничто и «говорящего молчания». Со-временное и со-пространственное измерение человеческого бытия. Проблематика «Бытия и времени». Идея «усредненной понятливости» категории бытия и проблема «герменевтического круга». «Es-sentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man». Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.6. Феноменология М. Хайдеггера. Критика классической метафизики и принципы экзистенциально-феноменологического анализа. Переход от представления к пред-стоянию вещи. Категориальная «четверица» и пластика языка у М. Хайдеггера. Язык как «дом бытия» Проблема ничто и «говорящего молчания». Со-временное и со-пространственное измерение человеческого бытия. Проблематика «Бытия и времени». Идея «усредненной понятливости» категории бытия и проблема «герменевтического круга». «Es-sentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man». Сам. работа 5 6 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.7. Социокультурные предпосылки и философские основания неклассической философии, а также ее основные особенности. Научная революция начала ХХ века и философия науки. З.Фрейд и возникновение психоанализа. Позитивизм и его исторические формы Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.8. Социокультурные предпосылки и философские основания неклассической философии, а также ее основные особенности. Научная революция начала ХХ века и философия науки. З.Фрейд и возникновение психоанализа. Позитивизм и его исторические формы Сам. работа 5 4 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.9. Философия Х. Ортега-и-Гассета (работа «Восстание масс»). Главные характеристики массы. Социальные предпосылки формирования массы. Роль либерализма в формировании массы. Насилие как средство самопрезентации масс. Тоталитарное сознание и тоталитарный режим – причина и следствие. Практические 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.10. Философия Х. Ортега-и-Гассета (работа «Восстание масс»). Главные характеристики массы. Социальные предпосылки формирования массы. Роль либерализма в формировании массы. Насилие как средство самопрезентации масс. Тоталитарное сознание и тоталитарный режим – причина и следствие. Сам. работа 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.11. Человек абсурдный в работе А. Камю «Бунтующий человек». Основные определения абсурда. Формы проявления чувства абсурда. Основные исходы (следствия) абсурда. Практические 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.12. Человек абсурдный в работе А. Камю «Бунтующий человек». Основные определения абсурда. Формы проявления чувства абсурда. Основные исходы (следствия) абсурда. Сам. работа 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.13. Проект постчеловеческого будущего Ф. Фукуямы. Проблемы в развитии биотехнологий революции. Взаимосвязь между религиозными убеждениями и развитием биотехнологий. Ключевые изменения природы человека. Практические 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
3.14. Проект постчеловеческого будущего Ф. Фукуямы. Проблемы в развитии биотехнологий революции. Взаимосвязь между религиозными убеждениями и развитием биотехнологий. Ключевые изменения природы человека. Сам. работа 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
Раздел 4. Учение о бытии и познании
4.1. Бытие и небытие. Проблема ничто в истории философии. Концепция бытия и небытия у Парменида. Небытие как проблема схоластики. Небытие и простое отрицание. Решение проблемы небытия в формальной логике. Диалектическая версия проблемы ничто. Феноменологическая версия проблемы небытия. Экзистенциальная версия проблемы небытия. Понятие субстанции. Типы субстанциальной онтологии. Субстанция как единая первооснова качественного многообразия мира. Понятие субстанциальной основы бытия в истории философии. Категории субстанциальной онтологии. Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
4.2. Бытие и небытие. Проблема ничто в истории философии. Концепция бытия и небытия у Парменида. Небытие как проблема схоластики. Небытие и простое отрицание. Решение проблемы небытия в формальной логике. Диалектическая версия проблемы ничто. Феноменологическая версия проблемы небытия. Экзистенциальная версия проблемы небытия. Понятие субстанции. Типы субстанциальной онтологии. Субстанция как единая первооснова качественного многообразия мира. Понятие субстанциальной основы бытия в истории философии. Категории субстанциальной онтологии. Сам. работа 5 4 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
4.3. Постановка проблемы человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартра (работа «Экзистенциализм – это гуманизм»). Принципиальное различие в оценке сущности и существования в экзистенциализме и предшествующих ему философских школах и направлениях. Свобода, забота, тревога, выбор, ответственность в экзистенциализме. Практические 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
4.4. Постановка проблемы человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартра (работа «Экзистенциализм – это гуманизм»). Принципиальное различие в оценке сущности и существования в экзистенциализме и предшествующих ему философских школах и направлениях. Свобода, забота, тревога, выбор, ответственность в экзистенциализме. Сам. работа 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
4.5. Учение об истине. Онтологическое и гносеологическое измерения истины. Истина как истинное бытие. Истина как отношение к бытию. Истина как экзистенциальное переживание бытия. Социально-этическое измерение истины: правда и кривда. Классические концепции истины (корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская), ее парадоксы и критика. Неклассические концепции истины (когерентная, прагматистская, диалектико-материалистическая, волюнтаристская, экономическая). Проблема критериев истины: «внутреннее совершенство и внешнее оправдание» (логические, эмпирические, практические, теоретические и др. аспекты). Парадокс Нельсона. Истина как оценка знания; истина как состояние, как акт и как процесс. Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и истинность. Истина как ценность. Лекции 5 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4
4.6. Учение об истине. Онтологическое и гносеологическое измерения истины. Истина как истинное бытие. Истина как отношение к бытию. Истина как экзистенциальное переживание бытия. Социально-этическое измерение истины: правда и кривда. Классические концепции истины (корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская), ее парадоксы и критика. Неклассические концепции истины (когерентная, прагматистская, диалектико-материалистическая, волюнтаристская, экономическая). Проблема критериев истины: «внутреннее совершенство и внешнее оправдание» (логические, эмпирические, практические, теоретические и др. аспекты). Парадокс Нельсона. Истина как оценка знания; истина как состояние, как акт и как процесс. Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и истинность. Истина как ценность. Сам. работа 5 4 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
Л1.2 Ивин А. А., Никитина И. П. ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.4 Светлов, В. А. Философия : учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/453120
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев С.А. Философия науки : Учебное пособие М.:ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/96CAA82F-C430-46E9-B517-257F5DA6567A.
Л2.2 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.3 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л2.4 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности» www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э7 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э8 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э9 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э10 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э11 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э12 Курс на ЕОП portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.

Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе практических занятий.

Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая учитывается при проведении зачета.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на зачете.

Студент может сдать зачет либо по итогам практических занятий, либо по вопросам к зачету в исключительно дистанционной форме.
По итогам практических занятий, студент может по 4-бальной шкале оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено».
По вопросам к зачету в исключительно дистанционной форме. В вопросы к зачету включены теоретические и практические вопросы по тематике курса. Данные вопросы определяют для студентов те основные дидактические единицы курса, которые будут вынесены на зачет и в рамках которых будут предложены теоретические и практические задания, соответствующие тематике и структуре курса, направленные на реализацию содержания формируемых компетенций.
Зачет в дистанционной форме проводится в электронном курсе «Философия (универсальное ядро)», размещенном на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4023.
Контрольно-измерительный материал зачета включает 2 типа заданий: тестирование и индивидуальное практическое задание в виде эссе, требующее развернутого и аргументированного ответа с опорой на изученные в течение семестра философские концепции и источники.
Тест включает 20 конкретных теоретических и практических заданий по всем разделам курса, соответствующих списку общих вопросов к зачету. На ответ на вопросы теста студенту отводится 30 минут. По итогам тестирования студент может получить от 50 до 100 баллов, что соответствует оценке «зачтено», либо от 0 до 49 баллов, что соответствует оценке «не зачтено».
На выполнение индивидуального практического задания в форме эссе студенту отводится 30 минут. По итогам выполнения этого задания студент может получить от 50 до 100 баллов, что соответствует оценке «зачтено», либо от 0 до 49 баллов, что соответствует оценке «не зачтено».

Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1181/п.