МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление рисками

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Межова Людмила Николаевна

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление рисками

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1 - сформировать теоретические и практические навыки по выявлению, оценке рисков и способов их снижения в процессах разработки и принятия управленческих решений;
2 - овладеть навыками применять основные методы снижения степени риска при принятии управленческих решений, связанных с инвестициями, финансами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
ПК-15 умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.структурные характеристики риска, характеристики ситуации неопределенности, правовые и этические нормы, необходимые для установления стандартов управления рисками;
Основы управления оборотным капиталом
рыночные и специфические риски и инструменты их выявления и анализа
О принятии управленческих решений (в том числе об инвестировании и финансировании) в условиях риска
возможности использования результатов оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организации в управлении рисками
экономические основы поведения организаций и потребителей, структур рынков и конкурентной среды отрасли
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать международные стандарты риск-менеджмента для оценки своей профессиональной деятельности; применять на практике принципы и методы оценки риска, разрабатывать стратегию управления рисками;
использовать способы измерения риска, разрабатывать эмпирические показатели и индикаторы риска, уметь разрабатывать методический инструментарий для оценки риска; применять методы финансового менеджмента
выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки ситуации неопределенности, определения природы риска, разработки функциональных стратегий с учетом структурных характеристик риска; способностью использовать методы финансового менеджмента в управлении активами организации
умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками
1.1. Концептуальные основы управления рисками Лекции 3 0 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.2. Концептуальные основы управления рисками Практические 3 0 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.3. Концептуальные основы управления рисками Сам. работа 3 18 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 2. Организация процесса управления рисками
2.1. Организация процесса управления рисками Лекции 3 1 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.2. Организация процесса управления рисками Практические 3 1 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.3. Организация процесса управления рисками Сам. работа 3 20 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 3. Система количественных оценок рисков
3.1. Система количественных оценок риска Лекции 3 1 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.2. Система количественных оценок риска Практические 3 0 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.3. Система количественных оценок риска Сам. работа 3 20 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 4. Учет рисков при принятии управленческих решений
4.1. Учет рисков при принятии управленческих решений Лекции 3 1 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
4.2. Учет рисков при принятии управленческих решений Практические 3 0 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
4.3. Учет рисков при принятии управленческих решений Сам. работа 3 20 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 5. Способы снижения рисков и оценка их эффективности
5.1. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Лекции 3 1 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
5.2. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Практические 3 1 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
5.3. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Сам. работа 3 20 ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пфейфер, Любовь Николаевна Управление рисками на предприятии : учеб. пособие АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, http://elibrary.asu.ru/handle/asu/241
Л1.2 Фомичев, А.Н Риск-менеджмент : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
Л1.3 С.Н. Воробьев, К.В. Балдин Управление рисками : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вяткин, В. Н. Риск-менеджмент : учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4627F69F-8A78-4F2B-BA77-0FBA1599D0AC.
Л2.2 Балдин, К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия : учебное пособие Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017, 2021 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684196
Л2.3 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64.
Л2.4 Д. Гэлаи, М. Кроуи, В. Б. Минасян, Р. Марк Основы риск-менеджмента : Серия : Бакалавр. Академический курс М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B09D2080-475C-4D6A-A567-EC01EE10B8CD.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 Оценка и управление рисками. Часть I portal.edu.asu.ru
Э9 Оценка и управление рисками. Часть II portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.