МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-3-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Управление человеческими ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу управления человеческими ресурсами организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы с персоналом.
Задачи изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины "Управление человеческими ресурсами» студенты должны:
• изучить научные основы управления человеческими ресурсами;
• обучиться формам, методам и правилам коммуникаций и работы с персоналом организаций;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования, развития и использования человеческих ресурсов и персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
• овладеть системным подходом к управлению человеческих ресурсов, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления персоналом;
• овладеть навыками анализа кадровой ситуации, кадрового планирования, набора, отбора, стимулирования, адаптации, карьерного продвижения, обучения, оценки человеческих ресурсов/персонала;
. овладеть навыками включенного слушания, убеждения, дискуссии, ораторского исскуства, контроля за вербальными и невербальными знаками;
• овладеть методами стратегического и тактического управления персоналом;
• научиться разрабатывать обоснованные управленческие решения по вопросам управления человеческими ресурсами.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ОПК-3 способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
ПК-1 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
ПК-2 владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы управления человеческими ресурсами, формы и методы работы с персоналом в системе управления организацией, принципы управления персоналом.



3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания современной теории и методологии управления человеческими ресурсами;
знать и владеть основными и специальными методами анализа, проектирования, правилами и принципами управления персоналом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.уметь анализировать и оценивать состояние работы с персоналом, разрабатывать и обосновывать предложения по развитию системы управления человеческими ресурсами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы управления персоналом. Кадровые технологии управления человеческими ресурсами.
1.1. Система управления человеческими ресурсами Лекции 4 0 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Система управления человеческими ресурсами Практические 4 0 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Сам. работа 4 10 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 4 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Сам. работа 4 10 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Кадровое планирование Лекции 4 0 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Кадровое планирование Практические 4 1 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Сам. работа 4 10 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Набор персонала Лекции 4 0 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Набор персонала Практические 4 1 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Сам. работа 4 10 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Отбор персонала Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Отбор персонала Практические 4 1 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. Сам. работа 4 10 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.16. Трудовая адаптация персонала Лекции 4 0 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.17. Трудовая адаптация персонала Практические 4 1 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.18. Сам. работа 4 10 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.19. Трудовая мотивация и стимулирование труда Лекции 4 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.20. Трудовая мотивация и стимулирование труда Практические 4 0 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.21. Сам. работа 4 10 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.22. Развитие и обучение персонала Лекции 4 0 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.23. Развитие и обучение персонала Практические 4 1 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.24. Сам. работа 4 8 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.25. Управление карьерой персонала Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.26. Управление карьерой персонала Практические 4 1 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.27. Сам. работа 4 8 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.28. Оценка персонала организации Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.29. Оценка персонала организации Практические 4 0 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.30. Сам. работа 4 8 ОПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань".
Э6 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом";
Э7 http://www.kadrovik.ru - электронная версия журнала "Кадровик".
Э8 Эффективные коммуникации и управление челочеческими ресурсами portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.