Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Информационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_ПИ-2-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 02.07.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., доцент, к.ф.-м.н.
1.1. | Формирование навыков практического применения методов проектирования информационных систем, современных CASE-средств и электронного оборудования автоматизации и информатизации решения прикладных задач разработки информационных систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2 |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
ОПК-5 | Способен разрабатывать и модернизировать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем; |
ОПК-6 | Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества; |
ОПК-8 | Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов. |
ПК-3 | Способен анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач экономики и социальной сферы с использованием математических методов компьютерного моделирования; планировать аналитические работы в информационно-технологическом проекте. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | •закономерности становления и развития методологии и технологии проектирования прикладных информационных систем на базовом уровне. •современные CASE-средства и электронное оборудование автоматизации и информатизации решения прикладных задач проектирования информационных систем на базовом уровне. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | •осуществлять проектирование прикладных информационных систем на базовом уровне. •проводить анализ CASE-средств и электронного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации решения прикладных задач проектирования информационных систем на базовом уровне. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | •навыками выбора методик исследования информационной среды и проектирования прикладных информационных систем на базовом уровне. •навыками эксплуатации современного электронного оборудования и CASE-средств в соответствии с целями основной образовательной программы магистратуры на базовом уровне. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия технологии проектирования ИС | ||||||
1.1. | Понятие информационной системы. Классы ИС. Структура однопользовательской и многопользовательской, малой и корпоративной ИС, локальной и распределенной ИС, состав и назначение подсистем. Основные особенности современных проектов ИС. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Этапы создания ИС: формирование требований, концептуальное проектирование, спецификация приложений, разработка моделей, интеграция и тестирование информационной системы. Методы программной инженерии в проектировании ИС. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Основные понятия технологии проектирования ИС. | Сам. работа | 1 | 10 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Жизненный цикл программного обеспечения ИС | ||||||
2.1. | Понятие жизненного цикла ПО ИС. Процессы жизненного цикла: основные, вспомогательные, организационные. Содержание и взаимосвязь процессов жизненного цикла ПО ИС. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Модели жизненного цикла. Стадии жизненного цикла ПО ИС. Регламентация процессов проектирования в отечественных и международных стандартах. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Жизненный цикл программного обеспечения ИС. | Сам. работа | 1 | 10 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Организация разработки ИС | ||||||
3.1. | Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса канонического проектирования ИС. Цели и задачи предпроектной стадии создания ИС. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть"). Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования. Состав проектной документации. Типовое проектирование ИС. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
3.3. | Организация разработки ИС. | Сам. работа | 1 | 13 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Введение в UML | ||||||
4.1. | Определение UML. Назначение UML. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Модель и ее элементы.Общие свойства модели. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
4.3. | Диаграммы представления. Общие механизмы. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
4.4. | Введение в UML | Сам. работа | 1 | 15 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 5. Моделирование использования | ||||||
5.1. | Значение моделирования использования. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
5.2. | Реализация вариантов использования. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
5.3. | Моделирование использования | Сам. работа | 1 | 15 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 6. Моделирование структуры | ||||||
6.1. | Объектно-ориентированное моделирование структуры. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
6.2. | Диаграммы классов. Диаграммы реализации. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
6.3. | Моделирование структуры | Сам. работа | 1 | 15 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 7. Моделирование поведения | ||||||
7.1. | Объектно-ориентированное моделирование поведения. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
7.2. | Диаграммы состояний. Диаграммы деятельности. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
7.3. | Диаграммы взаимодействия. Моделирование параллелизма. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
7.4. | Моделирование поведения | Сам. работа | 1 | 15 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 8. Дисциплина моделирования | ||||||
8.1. | Управление моделями. Влияние UML на процесс разработки. Применение элементов UML. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
8.2. | Применение элементов UML. | Практические | 1 | 2 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
8.3. | Применение элементов UML. | Сам. работа | 1 | 15 | УК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_МиТПИС_ПИ_21-22.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. | Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Проектирование информационных систем. Проектный практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 | biblioclub.ru | |
Л1.3 | Леоненков А. | Нотация и семантика языка UML: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Чистов Д.В. - Отв. ред. | ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Гома Х. | UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: Учебное пособие | М.: ДМК Пресс, 2007 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э4 | Курс в Moodle "Методология и технология проектирования информационных систем" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
202Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
Методические указания для студентов Главная задача курса — формирование навыков практического применения методов проектирования информационных систем, современных CASE-средств и электронного оборудования автоматизации и информатизации решения прикладных задач разработки информационных систем. Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - усвоить содержание ключевых понятий; - работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические задания (выполнение заданий является основой практических занятий). |