| Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
|---|---|
| Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
| Профиль | Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право |
| Форма обучения | Очная |
| Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
| Учебный план | 40_04_01_Юриспруденция_УП,К,УИП-1-2021 |
|
|
||||||||||||
Распределение часов по семестрам
| Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
|---|---|---|---|---|
| Недель | 16 | |||
| Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
| Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
| Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
| Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
| Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
| 1.1. | Изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов). |
|---|
| Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
| ОПК-1 | Способен анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и предлагать оптимальные варианты их решения |
| ОПК-4 | Способен письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах |
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
| 3.1. | Знать: |
|---|---|
| 3.1.1. | ОПК-1:основы общей теории реализации права и юридической квалификации; ОПК-4: основы выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений. |
| 3.2. | Уметь: |
| 3.2.1. | ОПК-1:применять общую теорию реализации права и юридической квалификации; ОПК-4: выявлять, пресекать, раскрывать и раследовать правонарушения |
| 3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
| 3.3.1. | ОПК-1: реализации права и юридической квалификации; ОПК-4: выявления, пресечения, раскрытия и раследования правонарушений. |
| Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Раздел 1. | ||||||
| 1.1. | Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики | Лекции | 1 | 6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.2. | Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики | Практические | 1 | 6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.3. | Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.4. | Философские основы юридической квалификации | Лекции | 1 | 0 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.5. | Юридическая квалификация в механизме правового регулирования | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.6. | Философские основы юридической квалификации | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.7. | Философские основы юридической квалификации | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.8. | Логические основы юридической квалификации | Лекции | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.9. | Логические основы юридической квалификации | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.10. | Логические основы юридической квалификации | Сам. работа | 1 | 16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.11. | Психологические аспекты юридической квалификации | Лекции | 1 | 0 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.12. | Психологические аспекты юридической квалификации | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.3 | |
| 1.13. | Психологические аспекты юридической квалификации | Сам. работа | 1 | 22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.3 | |
| 1.14. | Юридическая квалификация в механизме правового регулирования | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3 | |
| 1.15. | Юридическая квалификация в механизме правового регулирования | Сам. работа | 1 | 20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3 | |
| Раздел 2. зачет | ||||||
| 5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
| Понятие юридической казуистики. Основные понятия. История становления дисциплины. Учение о форме и содержании. Понятие и его определение. Применение законов логики в юридической квалификации. Понятие юридической конструкции. Правила построения юридической конструкции. Юридические фикции. Психология юридического труда. Профессиональная этика юриста и юридическая квалификация. |
| 5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
| Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Философские основы юридической квалификации Логические основы юридической квалификации Психологические аспекты юридической квалификации Юридическая квалификация в механизме правового регулирования |
| 5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
| См.: Приложение |
| Приложения |
|
Приложение 1.
|
| 6.1. Рекомендуемая литература | ||||
| 6.1.1. Основная литература | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л1.1 | Пиголкин А.С. | Теория государства и права: учебник | М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8 |
| Л1.2 | Перевалов, В. Д. | Теория государства и права: учебник | Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246 |
| 6.1.2. Дополнительная литература | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л2.1 | Романов В.В. | Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079 |
| Л2.2 | Ивин, А. А. | Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C. |
| 6.1.3. Дополнительные источники | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л3.1 | Ивин, А. А. | Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C. |
| Л3.2 | Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. | Логика и теория аргументации : учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93 |
| Л3.3 | Тульчинский Г.Л., Гусев С.С., Герасимов С.В. | Логика и теория аргументации: для академического бакалавриата | ЮРАЙТ, 2017 | www.biblio-online.ru |
| 6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
| Название | Эл. адрес | |||
| Э1 | Мудл | portal.edu.asu.ru | ||
| Э2 | Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru | |||
| 6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
| Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
| 6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
| Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) | ||||
| Аудитория | Назначение | Оборудование |
|---|---|---|
| Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
| Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
| 100С | центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт. |
| Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
| В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение казусов. В перечне учебной литературе большое место занимают сборники задач и практикумы. Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Спецкурс предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с правоприменением и в частности с его второй стадией – выбором нормативной основы решения. Поэтому в названии этого предмета используется термин «юридическая квалификация». |