МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая казуистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УП,К,УИП-1-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая казуистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020г. №1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и предлагать оптимальные варианты их решения
ОПК-4 Способен письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1:основы общей теории реализации права и юридической квалификации;
ОПК-4: основы выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1:применять общую теорию реализации права и юридической квалификации;
ОПК-4: выявлять, пресекать, раскрывать и раследовать правонарушения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1: реализации права и юридической квалификации;
ОПК-4: выявления, пресечения, раскрытия и раследования правонарушений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Лекции 1 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3
1.2. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Практические 1 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3
1.3. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3
1.4. Философские основы юридической квалификации Лекции 1 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3
1.5. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3
1.6. Философские основы юридической квалификации Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3
1.7. Философские основы юридической квалификации Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3
1.8. Логические основы юридической квалификации Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3
1.9. Логические основы юридической квалификации Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3
1.10. Логические основы юридической квалификации Сам. работа 1 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3
1.11. Психологические аспекты юридической квалификации Лекции 1 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3
1.12. Психологические аспекты юридической квалификации Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.3
1.13. Психологические аспекты юридической квалификации Сам. работа 1 22 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.3
1.14. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.3
1.15. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3
Раздел 2. зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие юридической казуистики.
Основные понятия.
История становления дисциплины.
Учение о форме и содержании.
Понятие и его определение.
Применение законов логики в юридической квалификации.
Понятие юридической конструкции.
Правила построения юридической конструкции.
Юридические фикции.
Психология юридического труда.
Профессиональная этика юриста и юридическая квалификация.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики
Философские основы юридической квалификации
Логические основы юридической квалификации
Психологические аспекты юридической квалификации
Юридическая квалификация в механизме правового регулирования
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.: Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л1.2 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
Л2.2 Ивин, А. А. Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ивин, А. А. Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C.
Л3.2 Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. Логика и теория аргументации : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93
Л3.3 Тульчинский Г.Л., Гусев С.С., Герасимов С.В. Логика и теория аргументации: для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мудл portal.edu.asu.ru
Э2 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений.

Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение казусов. В перечне учебной литературе большое место занимают сборники задач и практикумы. Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Спецкурс предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с правоприменением и в частности с его второй стадией – выбором нормативной основы решения. Поэтому в названии этого предмета используется термин «юридическая квалификация».