МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спортивная журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Спортивная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 15.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 15.06.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- овладение студентами системой научно-практических знаний, умений и компетенций в области спортивной журналистики и реализация их в своей профессиональной деятельности;

- ознакомление студентов с представлениями о социальной роли спортивной журналистики в современном российском обществе;

- формирование системы знаний об основах функционирования спортивных средств массовой информации и основных
тенденциях освещения в них спортивных событий и отражения спортивной проблематики;

- изучение специфики работы спортивного журналиста в различных типах СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль спорта в современном обществе
1.1. Специфика понятий «физкультура» и «спорт» Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. История развития спортивной журналистики в России Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Социальная значимость спортивной журналистики Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Специфика современной спортивной журналистики Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Основные факторы зарождения и развития спортивной журналистики в России Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Особая роль спортивной журналистики в современном обществе Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Специфика работы современного спортивного журналиста
2.1. Организация труда спортивного журналиста Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Профессиональные методы в работе спортивного журналиста Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Особенности работы спортивного журналиста в СМИ разных типов Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Типология спортивных средств массовой информации Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Специфика использования профессиональных методов в спортивной журналистике Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Основные типы спортивных СМИ Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Особенности спортивных публикаций в СМИ
3.1. Тематика и проблематика современной спортивной журналистики Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Специфика спортивных публикаций различных жанров Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Язык современной спортивной журналистики в России Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. «Околоспортивная» тематика и ее место в современной спортивной журналистике Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Актуальные темы и проблемы современного российского спорта Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Языковые особенности публикаций спортивных журналистов Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.7. Вопросы для интервью с известным спортсменом Сам. работа 6 15 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.8. Типологический анализ спортивного средства массовой информации Сам. работа 6 29 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.9. Доклад по теме «Специфика освещения отдельного вида спорта в СМИ» Сам. работа 6 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.10. Доклад по теме «Актуальные проблемы алтайского спорта» Сам. работа 6 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеев, К.А. Основы спортивной журналистики : М., 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Алексеев, К. А. Спортивная журналистика : учебник для магистров М., 2019 https://biblio-online.ru/bcode/425880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коханова Л. А., Калмыков А. А. Основы теории журналистики: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 Макарова, П.В. Спортивная журналистика : М., 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500420
Л2.3 под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов М., 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Журнал «Журналистика и медиарынок» www.jourmedia.ru
Э3 Научная библиотека МГУ www.nbmgu.ru
Э4 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э5 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office

7-Zip

AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.