Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.01. Экономика |
Профиль | Прикладная экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_04_01_ПЭ-2-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 27.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Институциональная экономика» являются: - формирование у обучающихся представлений о методологических и теоретических основах институциональной экономики, усвоения ее понятийного аппарата; - умения применять полученные знания для анализа актуальных проблем различных типов экономических организаций; - понимания роли и значения институтов, причин, механизмов и необходимости институциональных изменений в рыночной экономике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования |
ПК-8 | способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы и теоретические основы институционального подхода к изучению хозяйственных явлений; особенности и отличительные признаки институциональной школы в экономической науке; методологические принципы контрактного подхода к изучению экономических институтов; понятийный и категориальный аппарат теории трансакционных издержек |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | обобщать и систематизировать модели институционального поведения экономических субъектов; идентифицировать и классифицировав основные подходы к исследованию институтов: игровой, трансакционный, контрактный; анализировать и интерпретировать институциональные факторы принятия хозяйственных решений; разрабатывать и исследовать игровые модели социальных взаимодействий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | качественными и количественными методами исследования институциональных факторов экономического развития; современными инструментами анализа игрового поведения субъектов хозяйствования; спецификой методов интеграции институциональных факторов в модели равновесия неоклассического типа; навыками системного анализа проблемы трансакционных издержек |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение. Предмет и метод | ||||||
1.1. | Введение в курс институциональной экономики | Лекции | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Основные причины возникновения институциональной теории. Предшественники новой теории | Практические | 1 | 4 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Исторические и научные предпосылки институционального исследования хозяйственной жизни. Экономическая власть и ее юридические формы | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Методология и предмет институциональной экономики | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Два направления институциональных исследований. Определения института, его функции и значение | Лекции | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Этапы развития институциональной теории | Практические | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Методология институционального исследования | Сам. работа | 1 | 3 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Традиционный институализм и традиционная неокласика | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Экономическое поведение как принятие решений | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Формальные и неформальные правила, их значения | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Институцональная среда | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Проблемы развития институтов | ||||||
2.1. | Норма как базовый элемент институтов | Лекции | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Норма как базовый элемент институтов | Практические | 1 | 8 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Норма как понятие, экономический и социологический подходы к определению природы нормы. Типы соглашений. Определение, структура и типы соглашений | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Трансакции и трансакционные издержки | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Трансакции, содержание и виды трансакций | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Понятие и значение трансакций. Торговая трансакция, трансакции управления и рационирования | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Трансакционные издержки как понятие, виды трансакционных издержек, их количественная оценка | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Трансакционные издержки как объект исследования в разделах экономической теории. Классификация трансакционных издержек. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Издержки измерения трансакционных издержек и издержки заключения контракта. Издержки спецификации и защиты прав собственности. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Издержки оппортунистического поведения, их два типа | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Прикладные аспекты теории | ||||||
3.1. | Теория контрактов | Лекции | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Понятия, типы и структура контрактов | Практические | 1 | 8 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Понятие контракта, его содержание, классический, неоклассической и имплицитный типы контрактов | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Конституция командной и рыночной экономики, понятия и система норм. | Сам. работа | 1 | 5 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Государство и домашнее хозяйство как организационно-экономические структуры | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Понятие организации, факторы, определяющие оптимальный размер организации | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Понятие государства, его функции и типы | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Понятие организации. Государство как организация и его типы. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Внелегальная экономика, элементы цены внелегальности и содержание элементов внелегальной экономки. | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Домашнее хозяйство как организация, его функции и типы домашних хозяйств | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ИЭ (зачет) ОБЩ ОК3 2019.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Корнейчук Б. В. | ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Сухарев О.С. | ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Коломак Е. А., Михалёва М. М. | ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Российская государственная библиотека | www.rsl.ru. | ||
Э5 | Министерство экономического развития | www.economy.gov.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle «Институциональная экономика» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме. ЭУМК размещен на платформе Moodle |