МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственное стратегическое планирование и прогнозирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_ПЭ-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Сабына Елена Николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Государственное стратегическое планирование и прогнозирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков по методологии планирования социально-экономического развития территорий, умений применять полученные знания в своей практической деятельности.
Задачами изучения являются: сформировать теоретические знания в области планирования социально-экономического развитии территорий;
изучить действующие нормативные документы в сфере планирования социально-экономического развития территорий.
выработать умения использовать нормативные документы в сфере планирования социально-экономической деятельности в своей повседневной работе.
практическое освоение методик анализа планов и программ социально-экономического развития территорий.
обучения умению оценивать планы и программы социально-экономического развития территорий с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных экономических последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ
ПК-6 способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности
ПК-10 способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методологические основы принятия и обоснования организационно-управленческих решений
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять стратегическое планирование деятельности органа власти;
Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения и оценивать их эффективность
Умеет обосновывать, организовывать и разрабатывать организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Владеет навыками осуществления контрольно-надзорной деятельности на основе риск- ориентированного подхода;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологичекие и теоретические основы планирования социально-экономического развития территории
1.1. Научные основы планирования Лекции 3 2 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Научные основы планирования Практические 3 2 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Научные основы планирования Сам. работа 3 9 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Методология планирования Сам. работа 3 10 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Методология планирования Лекции 3 2 ПК-10, ПК-5, ПК-6
1.6. Методология планирования Практические 3 2 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Организация планирования социально-экономического развития Практические 3 2 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Прогнозирование социально-экономического развития Лекции 3 2 ПК-10, ПК-5, ПК-6
1.9. Прогнозирование социально-экономического развития Практические 3 2 ПК-10, ПК-5, ПК-6
1.10. Организация планирования социально-экономического развития Сам. работа 3 11 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Исторический опыт социально-экономического планирования в СССР и за рубежом. Сам. работа 3 8 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития территорий
2.1. Стратегическое планирование Лекции 3 2 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Стратегическое планирование Сам. работа 3 10 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Стратегическое планирование Практические 3 4 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Программно-целевое планирование Практические 3 2 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Программно-целевое планирование Сам. работа 3 8 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Программно-целевое планирование Практические 3 4 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Территориальное планирование Сам. работа 3 8 ПК-10, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Национальные проекты Практические 3 4 ПК-10, ПК-5, ПК-6
2.9. Национальные проекты Сам. работа 3 14 ПК-10, ПК-5, ПК-6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прокопов Ф.Т. - отв. ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 И. Н. Ильина [и др.] ; под общ. ред. Ф. Т. Прокопова Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сушенцева Н.В., Псарев В.И., Гончаров И.А. Вопросы территориального планирования: учеб.-метод. пособие Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://transeconom.boom.ru – материалы по транзитивной экономике.
Э2 2. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).
Э3 3. http:// www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).
Э4 4. http://www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
Э5 5. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.
Э6 6. http://www.csr.ru – Центр стратегических разработок.
Э7 7. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).
Э8 8. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.
Э9 9. http://www.ido.nstu.ru – Образовательный портал НГТУ, учебные материалы, факультет бизнеса, стратегическое планирование.
Э10 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.