МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспертные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-2-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.м.н., Доцент, Пиянзин А.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Экспертные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Денис Юрьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Козлов Денис Юрьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является изучение методов построения и использования интеллектуальных информационных систем в экономике, ознакомление с проблематикой и областями применения искусственного интеллекта в экономических информационных системах, освещение теоретических и организационно-экономических вопросов построения и функционирования систем, основанных на знаниях, привитие навыков практических работ по проектированию баз знаний и экспертных систем.
Для достижения цели ставятся задачи:
ознакомиться с понятиями нейроинформатики, историей развития;
изучить методы поиска решений в экспертных системах и приобретения знаний;
освоить схему работы интеллектуального компонента в режиме прогнозирования;
рассмотреть особенности построения гибридные моделей представления знаний;
рассмотреть методы проектирования экспертных систем поддержки принятия решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способность ставить и решать прикладные задачи в условиях конфликтов и неопределенностей, определять методы и средства их эффективного решения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Новые математические методы решения прикладных задач.
Методические и экспертные работы в области математики и информатики.
3.2.Уметь:
3.2.1.Совершенствовать и реализовывать новые математические методы решения прикладных задач.
Выполнять на практике методические и экспертные работы в области математики и информатики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью совершенствовать и реализовывать новые математические методы решения прикладных задач.
Способностью проводить методические и экспертные работы в области математики и информатики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Интеллектуальные системы. Системы обработки знаний.
1.1. Изучение нечеткого вывода экспертных систем Практические 2 12 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Разработка продукционной экспертной системы Сам. работа 2 30 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методы нейроинформатики
2.1. Основные понятия нейроинформатики. Модели и схемотехника нейронных сетей Практические 2 12 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Изучение алгоритмов обучения нейронных сетей Сам. работа 2 30 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Гибридные экспертные системы
3.1. Инженерия знаний. Практические 2 12 ПК-4 Л1.2, Л2.1
3.2. Гибридные экспертные системы Сам. работа 2 21 ПК-4 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Б. Кудрявцев, Э. Э. Гасанов, А. С. Подколзин. — Интеллектуальные системы : учебник и практикум для среднего профессионального образования: Москва:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Галушкин А.И. Нейронные сети: основы теории: учебное пособие Горячая линия - Телеком, 2012 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; www.biblioclub.ru
Э2 RNNS Russian Neural Networks Society - АССОЦИАЦИЯ НЕЙРОИНФОРМАТИКИ - http://www.niisi.ru/iont/ni/ www.niisi.ru
Э3 Экспертные системы, ЭУК в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
cilab
Среда разработки CLIPS
Deductor Academic
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Экспертные системы» проходят в форме практических занятий.
Практические занятия по курсу «Экспертные системы» ориентированы на то, чтобы студенты получили навыки работы по созданию экспертных систем, созданию и обучению нейронных сетей, настройке параметров сетей и параметров обучения, нечетких систем.
Все практические задания сформулированы в явном виде, многие задания имеют инструкцию по выполнению, кроме этого, студент может задать вопрос по правильности выполнения задания.
Основное внимание студента должно быть уделено пониманию методов работы по созданию базы знаний, набора правил, представления знаний в виде продукций, выбору модели нейронной сети и ее оптимизации. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту возможность восстановить пробелы в знаниях определенных тем.
Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
Знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков практической работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение заданий по темам практических занятий.
Примеры типовых практических заданий и вопросов для итогового контроля можно найти в приложении.