МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международная экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 12 20 12
Практические 22 16 22 16
Сам. работа 66 44 66 44
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.э.н., проф., Мамченко О.П.

Рабочая программа дисциплины
Международная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Е.Е Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Е.Е Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие у студентов современного экономического мышления, приобретение ими знаний о системе международных экономических отношений, закономерностях и тенденциях их развития, способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом и экономическом контекстах и формирования на этой основе соответствующих профессиональных качеств будущих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы к изучению культурных явлений;
- многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе,
- формы межкультурного взаимодействия;
- особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности;
- критически осмысливать и формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества;
- приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международная экономика как отражение межкультурных коммуникаций и взаимодействий.
1.1. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.6
1.2. Международная экономика и мировая экономика: Сходствa и различия. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. Практические 6 2 Л1.1, Л2.4, Л2.6
1.3. Национальные культуры и их влияние на международный бизнес и экономику (на примере «западных» и «восточных» культур) и на примере классификации культур Г. Хофстеде). Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.4. Сравнение особенносттей национальных культур и экономического развития стран Практические 6 4 Л2.1, Л2.2
1.5. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 6 18
Раздел 2. Международные торговые отношения
2.1. Международные торговые отношения в контексте межкультурных, социально-исторических и экономических взаимодействий Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
2.2. История развития международных торговых отношений. Теории международной торговли (XVI-XX вв.) Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.6
2.3. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование Лекции 6 2 Л1.1, Л2.6
2.4. Торговая политика различных групп стран и ее влияние на национальную экономику Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.6
2.5. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.6
Раздел 3. Интернационализация и глобализация бизнеса (факторы, развитие, оценки, прогнозы, транснациональные компании, влияние на мировую экономику)
3.1. Международные финансовые и экономические организации. Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику. Международная экономическая интеграция Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.2. Международные финансовые и экономические организации (цели, задачи, функции, проекты, результаты) и их информационные ресурсы (общая характеристика, разделы, доступ). Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику: характеристика, закономерности, прогнозы. Международная экономическая интеграция (причины, история развития, оценки, прогнозы, примеры международных интеграционных образований, влияние на мировую экономику) Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.3. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 6 14 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114798
Л1.2 Мясоедов С.П., Борисова Л.Г. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. П. Колесов, М. В. Кулаков; Международная экономика : :учебник М. : ИНФРА-М, 2008.
Л2.2 Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сильвестров С.Н. Международные экономические организации: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Сильвестров С.Н. - под ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.5 Мясоедов, С. П. Кросс-культурный менеджмент: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.6 Николаева, И.П Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник : Дашков и К, 2016 : https://e.lanbook.com/book/93348
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=485 portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт Hofstede insights (типология национальных культур по Г. Хофстеде) www.hofstede-insights.com
Э3 Сайт Мирового банка www.worldbank.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Google Chrom / Imternet Explorer
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Сайт по курсу (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=485)
5. Сайт Hofstede insights (типология национальных культур по Г. Хофстеде) (https://www.hofstede-insights.com/)
6. Сайт Мирового банка (https://www.worldbank.org/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.