МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международная экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-4-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 12 20 12
Практические 22 16 22 16
Сам. работа 66 44 66 44
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.э.н., проф., Мамченко О.П.

Рабочая программа дисциплины
Международная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Е.Е Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Е.Е Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие у студентов современного экономического мышления, приобретение ими знаний о системе международных экономических отношений, закономерностях и тенденциях их развития, способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом и экономическом контекстах и формирования на этой основе соответствующих профессиональных качеств будущих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы к изучению культурных явлений;
- многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе,
- формы межкультурного взаимодействия;
- особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности;
- критически осмысливать и формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества;
- приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международная экономика как отражение межкультурных коммуникаций и взаимодействий.
1.1. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.6
1.2. Международная экономика и мировая экономика: Сходствa и различия. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. Практические 6 2 Л1.1, Л2.4, Л2.6
1.3. Национальные культуры и их влияние на международный бизнес и экономику (на примере «западных» и «восточных» культур) и на примере классификации культур Г. Хофстеде). Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.4. Сравнение особенносттей национальных культур и экономического развития стран Практические 6 4 Л2.1, Л2.2
1.5. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 6 18
Раздел 2. Международные торговые отношения
2.1. Международные торговые отношения в контексте межкультурных, социально-исторических и экономических взаимодействий Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
2.2. История развития международных торговых отношений. Теории международной торговли (XVI-XX вв.) Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.6
2.3. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование Лекции 6 2 Л1.1, Л2.6
2.4. Торговая политика различных групп стран и ее влияние на национальную экономику Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.6
2.5. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.6
Раздел 3. Интернационализация и глобализация бизнеса (факторы, развитие, оценки, прогнозы, транснациональные компании, влияние на мировую экономику)
3.1. Международные финансовые и экономические организации. Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику. Международная экономическая интеграция Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.2. Международные финансовые и экономические организации (цели, задачи, функции, проекты, результаты) и их информационные ресурсы (общая характеристика, разделы, доступ). Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику: характеристика, закономерности, прогнозы. Международная экономическая интеграция (причины, история развития, оценки, прогнозы, примеры международных интеграционных образований, влияние на мировую экономику) Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.3. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 6 14 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114798
Л1.2 Мясоедов С.П., Борисова Л.Г. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. П. Колесов, М. В. Кулаков; Международная экономика : :учебник М. : ИНФРА-М, 2008.
Л2.2 Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сильвестров С.Н. Международные экономические организации: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Сильвестров С.Н. - под ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.5 Мясоедов, С. П. Кросс-культурный менеджмент: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.6 Николаева, И.П Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник : Дашков и К, 2016 : https://e.lanbook.com/book/93348
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=485 portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт Hofstede insights (типология национальных культур по Г. Хофстеде) www.hofstede-insights.com
Э3 Сайт Мирового банка www.worldbank.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Google Chrom / Imternet Explorer
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Сайт по курсу (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=485)
5. Сайт Hofstede insights (типология национальных культур по Г. Хофстеде) (https://www.hofstede-insights.com/)
6. Сайт Мирового банка (https://www.worldbank.org/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.